Площадка около песочницы у Ельцин Центра превратилась 29 июля в астрономическую лабораторию и даже обсерваторию. Именно там прошла открытая лекция директора Екатеринбургского планетария Александра Изгагина.

Спикер начал лекцию необычно – с вопроса аудитории о том, каких космонавтов знают присутствующие. Аудитория называла Юрия Гагарина и Алексея Леонова. Изгагин рассказал собравшимся о малоизвестных широкой публике или попросту незаслуженно забытых фактах из истории космонавтики: к примеру, как в 1962 году в Советском Союзе было решено удивить США фактически одновременным запуском сразу двух ракет – «Восток-3» и «Восток-4». В программу полета входил сеанс радиосвязи между ракетами и с Землей, также космонавты впервые отстегнулись от катапультируемых кресел и летали внутри корабля в состоянии невесомости. Подобный групповой полет произошел впервые в мире. Также лектор поведал о создании космического корабля «Союз», который задумывался для «лунной программы». Кроме того, Изгагин рассказал о трагической гибели космонавтов Владимира Комарова и Юрия Гагарина. Далее лектор напомнил о «космическом» соревновании между Советским Союзом и США, о том, как американцы сделали шаг вперед в космонавтике и появлении космического корабля «Аполлон», который в 1969 году доставил астронавтов на Луну, о пилотируемых орбитальных станциях «Салют» и гибели троих космонавтов «Союза-11», причиной которой стала разгерметизация. После этого прецедента в космос перестали летать без соответствующего снаряжения.

– Однажды пропала связь со станцией «Салют-7», – рассказал Изгагин. – Причину не могли определить, высказывались опасения, что станция может упасть. Тогда был сформирован экипаж из двух космонавтов – Виктора Савиных и Владимира Джанибекова, которым пришлось в ручном режиме пристыковываться к станции. Космонавтам это удалось, они прогрели и реанимировали станцию.

Также Изгагин рассказал об американских транспортных космических кораблях «Шаттл», которые запускались в космос с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года. Как известно, эти корабли могли «держать на борту» от двух до восьми человек.

Аудиторию, внимательно слушавшую лекцию, интересовала возможность полета на далекий Марс. Спикер пояснил, что есть желающие полететь на Марс даже в один конец, но это слишком дорогостоящее удовольствие, которое неизбежно завершится гибелью людей.

– Чтобы полет на Марс стал более экономичным, необходимо создание дополнительных объектов на Луне, – объяснил Изгагин. – Это удешевит и упростит полеты. Но для этого необходимо, чтобы страны объединились для реализации этой программы.

После завершения лекции собравшиеся получили редкую возможность рассмотреть Луну с помощью телескопов.