Осип Мандельштам. История возвращения

26 января 2017 г.Анна Матюхина
Осип Мандельштам. История возвращения

Кино-конференц-зал Ельцин Центра 15 января был полон. В этот день здесь отметили день рождения одного из самых ярких, оригинальных и одаренных поэтов ХХ века – Осипа Мандельштама.

Это был творческий вечер (проведенный Президентским центром Б.Н. Ельцина совместно с Екатеринбургским отделением Союза писателей России и обществом «Мемориал»), на котором общественности представили проект установки мемориальной доски в память о пребывании Осипа и Надежды Мандельштам в Свердловске, где они останавливались по дороге в ссылку в Чердынь. Также был показан уникальный документальный фильм режиссера Елены Якович «Тайна архива Мандельштама. Рассказ Сони Богатыревой» (2016), и, конечно, читались стихи.

Дина Сорокина, директор Музея Б.Н. Ельцина:

– Идея проведения вечера Мандельштама возникла незадолго до нового года, потом начались праздники, и многие разъехались. Тем не менее я очень рада, что мы, оповестив всех за неделю до мероприятия, собрали полный зал, как на чтения, так и на показ фильма Елены Якович. Все прошло замечательно, в зале была теплая и дружеская атмосфера, порой казалось, что дух Осипа Эмильевича с нами. Мы признательны всем нашим гостям и спикерам, которые не только прочитали стихи Мандельштама, но и поделились воспоминаниями, эмоциями, впечатлениями, личными памятными моментами. Уже после вечера мы дополнительно встречались с автором мемориальной доски, посвященной Мандельштаму, художником и скульптором Николаем Предеиным, сравнили эскизы и варианты. Думаю, до конца года памятная доска будет установлена, также мы будем продолжать традицию проведения подобных поэтических вечеров. В прошлом году мы проводили день Бродского, день Пушкина.

Фильм Елены Якович «Тайна архива Мандельштама. Рассказ Сони Богатыревой» – не просто повествование о хитросплетениях судьбы архива Мандельштама, который спасает семья главной героини фильма. Это, кажется, история спасения поэзии как таковой, которая прорастает вопреки «асфальтовому катку» истории, вопреки недооцененности обществом и порой вопреки естественному чувству самосохранения тех, кто берется за ее сохранение и сбережение.

Елена Якович, автор фильма «Тайна архива Мандельштама. Рассказ Сони Богатыревой»:

– Осип Мандельштам – любимый поэт Иосифа Бродского. Есть фотография, где Бродский стоит под изображением Мандельштама, это 90-е годы, и они удивительно похожи, хотя в жизни похожи не были. Видимо, что-то их роднило. Когда я работала над фильмом, то прочла много стихотворений Осипа Мандельштама и считаю его, возможно, самым большим поэтом Серебряного века. К тому же он горячий поэт, к которому невозможно оставаться равнодушным.

Я не делала фильм о Мандельштаме – я делала фильм о тех, кто спас его творчество 30-х годов. Рукописи, конечно, не горят, но чтобы они не горели, нужно чтобы их кто-то сохранял. Не только судьба людей в прошлом столетии, но и судьба их рукописей порой складывалась трагически. Мандельштам очень небрежно относился к своим черновикам, он их практически не хранил, и не сразу понял, что это необходимо делать. А потом Мандельштам исчез. И никто не знал, ушел ли он из мира живых или просто из поля зрения. Его супруга Надежда Яковлевна хранила и спасала его рукописи на протяжении всей жизни. Мой фильм – о людях, благодаря которым мы можем читать воронежские и другие стихи поэта. Если бы герои фильма не спрятали их, рискуя жизнью, в своей московской квартире, неизвестно, что сохранилось бы. Этими людьми были знаменитый филолог Сергей Бернштейн, его брат Игнатий Бернштейн и дочь Игнатия Бернштейна, которая смогла обо всем рассказать. А вот с круглой датой – 125-летием Мандельштама – это просто совпало.

– Как появилась идея фильма?

– Как это часто бывает, случайно. Софья Богатырева (Бернштейн), которая живет в Денвере, оказалась близкой подругой моей другой близкой подруги, которая мне много про нее рассказывала, но я не сразу поняла, о чем именно идет речь. А потом я ее услышала. Выяснилось, что в одной квартире хранились два архива. И я поняла, что надо ехать в Денвер и записывать материал. Вообще, фильм двухсерийный – «Тайна архива Мандельштама» и «Тайна архива Ходасевича».

– Ваш фильм – некоммерческое кино. Почему вы за него взялись?

– Я в принципе не снимаю коммерческое кино. Я пришла на канал «Культура», рассказала о своей идее, и ее поддержали.

– В 2017 году в России вспоминают 1937-й и 1917-й. Что значат эти даты для вас?

– Для меня 2017-й – столетие 1917 года и революции. Для меня это значимый год, очень его боюсь. Как сказала одна известная писательница, похоже, Богу надоело придумывать сюжеты... Порой многое повторяется.

– Вы не впервые в Ельцин Центре. Каким он видится вам как режиссеру?

– Я была здесь в мае прошлого года. И сегодня, когда переступила порог, мне показалось, что он еще больше обустроился, у входа встречает елка. Несмотря на вечер, приходит много симпатичных людей с детьми. Так что это центр жизни не только Екатеринбурга, мы все сюда приезжаем с радостью. Мой фильм – о сохранении культуры и памяти, а Ельцин Центр также посвящен сохранению культуры и памяти, только они относятся к недавней истории.

– Каково ваше отношение к установке в Екатеринбурге памятной доски Мандельштаму?

– Думаю, чем больше будет памятных досок Мандельштаму в разных городах, тем лучше. У него нет даже могилы, его память – собрание сочинений.

Фильм Елены Якович построен фактически на монологе главной героини. Соня Богатырева помнит Надежду Мандельштам, которая была частой гостьей в доме ее родителей. Помнит Михаила Зощенко. Помнит Иосифа Бродского. Помнит профессоров, которые составляли цвет советской филологии. Для нее они – члены семьи или просто хорошие знакомые. А для зрителей в зале рассказ Сони Богатыревой, которой Надежда Мандельштам сначала дала прозвище «девочка-заяц», а потом доверила архив покойного супруга, – открытие сродни прочтению новой, неизвестной главы истории литературы ХХ века.

* * *

Соня Богатырева, героиня фильма:

«Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна Мандельштам, когда они вернулись из Воронежа, получили короткую передышку. Они не имели права посещать Москву, и поселились в Калинине (с легкой руки Исаака Бабеля, сказавшего «Поезжайте в Калинин, там Эрдман» – А.М.). Это было недалеко от Москвы, можно было приезжать в город, но оставаться там ночевать было опасно, потому что это могло стать поводом, чтобы Мандельштама опять отправили в ссылку. Однажды мои родители их приютили на ночь, и Надежда Яковлевна упоминала потом, что в доме прыгала крошечная девочка-заяц. Это была я в раннем детстве. А мама рассказывала, что Осип Эмильевич со мной играл. Это был конец 1937-го – начало 1938-го годов, потом он был арестован и уже не вернулся.

Когда Иосиф Бродский посетил наш дом, он спросил: «В какой комнате ночевал Мандельштам?» Я сказала: «В той, где будешь ночевать ты». Он был доволен. Появление Надежды Мандельштам в нашем доме после войны было невозможно забыть. Это был 1946 год, мне 14 лет не исполнилось. Она была первым человеком, которая обратилась ко мне на вы. А еще она отправила меня в нокаут, сказав: «Я русскую литературу изучала в постели».

Все это происходило после того, как в газетах в августе 1946-го года появилось постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Не могу забыть, как отец прочел это постановление вслух… Мы жили в наполовину разрушенном доме, но было ощущение глотка свободы. Казалось, что все изменится. Но было дано понять, что ничего не изменилось.

Однажды отец взял меня в Ленинград и сказал: «Сейчас я позвоню Мише Зощенко». Для меня это прозвучало, как если бы он сказал: «Позвоню Пушкину». И я закричала: «Возьми меня с собой!» Зощенко задал мне вопрос: «В каком классе вы учитесь?», а потом, когда мы уходили, он снова спросил: «В каком классе вы учитесь?» Я запомнила, что это был необыкновенно печальный человек.

Надежда Мандельштам знала все стихи и всю прозу Мандельштама наизусть. Это было единственное хранилище, которому она могла доверять. Ей удалось собрать в Ташкенте во время эвакуации почти все рукописи Мандельштама. Кстати, жила она вместе с Анной Ахматовой. И переписала ее рукопись «Поэмы без героя». В Ташкенте начались странные вещи: когда Ахматова и Мандельштам возвращались домой, то стали находить окурки с яркой помадой в пепельнице. Им как будто показывали, что ими интересуются. И когда они обнаружили следы посещений, Надежда Яковлевна не рискнула держать архив Мандельштама у себя, но не могла и уехать из эвакуации, потому что ей нужен был пропуск для возвращения в Москву. И вот, когда 15 мая 1944 года Ахматова покинула Ташкент, Надежда Яковлевна направила с ней архив…

Знакомая Ахматовой, которая хранила рукописи, стала бояться держать их у себя. И тогда папка снова оказалась у Надежды Мандельштам. Однако она опасалась ехать с папкой в Ташкент и побежала к Сергею Бернштейну, старшему брату отца и основателю звукоархивистики. Он выслушал ее и молча взял папку. Вскоре папка оказалась в нашем доме и лежала в третьем ящике письменного стола. Открывать ее не полагалось, но я, конечно, нарушала это правило. Там была значительная часть архива Мандельштама, неопубликованные стихи, 58 автографов, московские и воронежские. 11 лет они пролежали у нас. И вот я впервые услышала слово «публикация». Надежда Яковлевна сказала моему отцу: «Нам с тобой дожить до публикации не придется. А вот она (тычет в меня пальцем) – она доживет. Потом пауза – может дожить». А потом она торжественным тоном сказала, что хочет назначить меня хранителем и наследницей поэтического творчества Мандельштама». Все же чудеса бывают: Надежда Мандельштам дожила до первого сборника в библиотеке поэта, написала свои книги».

Мандельштам родился в 1891 году в Варшаве, в 1897 семья перебралась в Петербург. Много учится – в Сорбонне, Гейдельбергском и Петербургском университетах. Посещает занятия у Вячеслава Иванова. Дружит с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым, знаком с Александром Блоком, Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком. Находит себя у акмеистов. В 1913 году издает первую книгу «Камень». В 1933 году совершает то, что Борис Пастернак приравнял к самоубийству: пишет стихотворение, посвященное Иосифу Сталину, – «Мы живем, под собою не чуя страны». И тогда начинается мучительный ссыльный путь Мандельштама, первая станция этого пути – та самая Чердынь, в которую чета Мандельштамов едет через Свердловск...

В 1938 году после долгих мытарств Осип Мандельштам уходит из жизни в пересыльном лагере. Похоронен в общей могиле.

* * *

«О бабочка, о мусульманка, В разрезанном саване вся,– Жизняночка и умиранка, Такая большая – сия!

С большими усами кусава

Ушла с головою в бурнус.

О флагом развернутый саван,

Сложи свои крылья – боюсь!»

Мандельштам задал тональность целому направлению современной поэзии ХХ столетия, прежде всего своему прямому творческому наследнику Иосифу Бродскому, чьи стихи порой неуловимо похожи на мандельштамовские и размером, и интонацией. Особенно на ту лирику, в которой Мандельштам вел диалог с античностью.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочёл до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи –

На головах царей божественная пена –

Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – всё движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море чёрное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.»

Сегодня Мандельштам остается тем непокоренным Эверестом поэзии и филологического эксперимента, на который наши современники смотрят исключительно снизу вверх и запрокинув голову.

Слово – гостям и участникам вечера поэзии Мандельштама.

Евгений Ройзман, глава Екатеринбурга:

– Для меня Мандельштам – один из лучших русских поэтов, который обладал абсолютным слухом, безупречным вкусом и даром предвидения, что присуще настоящим поэтам. Он сформулировал назначение поэзии, посмотрел на феномен русской поэзии изнутри и сумел это выразить. И я очень рад, что художник и скульптор Николай Предеин сделал памятную доску, что у нас на вокзале будет мемориальная доска.

– Но при этом все же сложно утверждать, что Мандельштам и Екатеринбург тесно связаны?

– Они связаны только тем, что когда Мандельштама везли этапом через Свердловск, он почти сутки просидел на нашем вокзале. И когда Мандельштама везли в лагерь во Владивосток, то прямого этапа из Москвы не было, и поэтому его направили через пересылку, нашу или челябинскую. Так что, возможно, он проходил через нашу.

– Повлияло ли на вас как на поэта творчество Мандельштама?

– Конечно, как и на любого современного поэта. У Мандельштама есть строки:

«Значенье – суета, и слово только шум,

Когда фонетика – служанка серафима».

На основе этой идеи фонетики, многие поэты потом пытались что-то сделать. Вообще я много размышлял об этом, у меня есть статьи на эту тему. Считаю, что суть русской поэзии – это комплекс Мандельштама. Это когда человек знает, что ему нельзя говорить, но не может этого не делать и говорит. Хотя знает, к чему это приведет.

– Это бесстрашие?

– Нет, это когда, наоборот, человеку очень страшно, он цепенеет от страха, но не может этого не делать. В этом и слабость, и уязвимость русской поэзии.

– Как в стихотворении Мандельштама «Я вздрагиваю от холода, мне хочется онеметь»?

– Да, Мандельштам всё это сумел проговорить.

Евгений Касимов, поэт, писатель, председатель Екатеринбургского отделения Союза писателей России:

– Когда Мандельштамы были в Свердловске, это были трагические для них дни. Они ехали в Чердынь, и ждали здесь пересылку на поезд в Соликамск. Памятная доска Мандельштаму – прекрасная идея, художественный акт и жест, обращенный к нашим современникам. Мы не должны пребывать в беспамятстве, не должны забывать, что происходило и как. Николай Предеин подготовил блестящий эскиз мемориальной доски. Я уверен, что ее появление уместно.

– К слову о суровом уральском крае: доводилось слышать мнение, что носителей культуры в нашем краю якобы не жаловали, что многие деятели культуры оказывались здесь в связи с ссылками или по другим не самым приятным поводам. Так ли это?

– Нет, не так. Родственники моей супруги, к примеру, дружили с тенором Козловским, с Лемешевым. В Свердловске всегда любили и артистов, и певцов, и художников, и поэтов. Конечно, Урал был и местом пересылки. Как писал поэт Ерёменко:

«Наверное, Богу мыслилась на небе

Земля как пересыльная тюрьма».

Но, повторюсь, память – самое главное.

– Какую роль в вашей жизни сыграл Мандельштам?

– Не знаю, сыграл ли он ее до конца. Он настроил у меня внутренний слух, внутренние струны, и я стал слышать настоящую поэзию.

– Есть ли у вас любимые строки Мандельштама?

– В настоящей поэзии я все люблю. Могу прочесть строки, посвященные Мандельштаму поэтом Александром Ерёменко:

«Я пил с Мандельштамом на Курской дуге,

Снаряды взрывались и мины,

Он кружку железную сжал в кулаке

И плакал цветами Марины.

И к нам Пастернак, по окопу скользя,

Сказал, подползая на брюхе,

«О кто тебя, поле, усеял тебя

Седыми майорами в брюках?»

Блиндаж освещался трофейной свечой,

И мы обнялися спросонок

Пространство качалось, и пахло мочой,

Незнавшее люльки ребенок»

Игорь Сахновский, писатель:

– Я один из тех, кто ставил подпись за то, чтобы памятная доска Мандельштаму была установлена. В студенческие годы, прочитав, если можно так выразиться, о визите Мандельштама в Свердловск, я рассказывал друзьям, при каких обстоятельствах он здесь оказался. Памятная доска – это замечательная идея, которую в Екатеринбурге просто обязаны воплотить.

Для меня значение Мандельштама решающее. Это мой любимый автор, которого я считаю самым гениальным автором ХХ века. Это человек, который повлиял на мое становление, научил важным вещам в литературе, языке и поэзии. Читаю его всю жизнь, и он не устаревает для меня никогда. И не становится уже прочитанным. Одно из моих любимых стихотворений, которое Анна Ахматова назвала вершиной лирической поэзии ХХ века, – это стихотворение, написанное в Воронеже и посвященное Наталье Штемпель, – «К пустой земле неловко припадая»:

«К пустой земле невольно припада́я, Неравномерной сладкою походкой Она идёт – чуть-чуть опережая Подругу быструю и юношу-погодка. Её влечёт стеснённая свобода Одушевляющего недостатка, И, может статься, ясная догадка В её походке хочет задержаться – О том, что эта вешняя погода Для нас – праматерь гробового свода, И это будет вечно начинаться».

Леонид Быков, литературный критик, профессор УрФУ, доктор филологических наук:

– В начале вечера было сказано, что Мандельштам – классик. Но Мандельштам сегодня живее всех живых, мы его еще по-настоящему не прочитали. Анна Ахматова как-то сказала, что Мандельштам тогда сделается народным поэтом, когда все население России станет интеллигенцией. Мандельштам свое слово сказал – теперь дело за нами, мы должны до него дорасти. Фактически у всех сегодняшних состоявшихся поэтов есть мандельштамовская прививка. И она сильнее, чем даже эхо Пастернака, или Есенина, или Маяковского. Возникает ощущение, что Мандельштам поэт для избранных. Однако поэты нужны разные. Мандельштамовский ген дан и пишущим, и читающим на будущее. Мандельштам поэт, который растворен в поэзии. Не случайно он однажды сказал, что акмеизм – это тоска по мировой культуре. Он эту мировую культуру в себя вобрал, он чувствовал себя в ней органично и свободно. Причем порой кажется, что для него общение с античными и средневековыми авторами было более по душе, чем с современниками.

– Как вы относитесь к идее установки памятной доски Мандельштаму?

– Чем глубже и полнее память, те здоровее народ, нация, общество. В воспоминаниях Надежды Мандельштам есть строчка «Свердловск станция серьезная». Все, кого на Колыму или в Сибирь ссылали в XIX веке, а потом и в XX, не миновали этот город. Также в ее воспоминаниях говорится, что они с супругом целый день провели здесь рядом с красноармейцами, которые даже шевелиться им не позволяли и не обращали на них внимания. И пусть запоздало, но благодаря мемориальному знаку мы начнем это внимание обращать – и это будет не только знак памяти поэта, но и знак того времени, которое больше никогда не должно повториться.

– Получается, Мандельштам отчасти повторил путь декабристов, которые также прошли через Урал в Сибирь?

– К слову, у Мандельштама есть стихотворение «Декабрист». Для него были важны заветы декабристов, поскольку он вырос в среде, где было очень острым ощущение вины интеллигенции перед народом. Но вот декабристы-то у нас увековечены на улице Декабристов, там есть памятник, а улицы Мандельштама пока нет.

– Ваши любимые строки Мандельштама?

«Золотистого меда струя из бутылки текла

Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:

Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,

Мы совсем не скучаем, – и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни

Сторожа и собаки, – идешь, никого не заметишь.

Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни:

Далеко в шалаше голоса – не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,

Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.

Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,

Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,

Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке:

В каменистой Тавриде наука Эллады – и вот

Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

Ну а в комнате белой, как прялка, стоит тишина.

Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала,

Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, –

Не Елена – другая – как долго она вышивала?

Золотое руно, где же ты, золотое руно?

Всю дорогу шумели морские тяжелые волны.

И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,

Одиссей возвратился, пространством и временем полный»...

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.