«Новокузнецкая школа фотографии» представляет

5 июля 2016 г.
«Новокузнецкая школа фотографии» представляет

С 15 июля по 2 октября 2016 года в Арт-галерее Ельцин Центра — выставка «Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев» кураторов Ольги Свибловой и Анны Зайцевой. Выставка продолжает серию проектов МАММ, посвященных истории российской фотографии и истории России в фотографии. Под объединяющим грифом «школа» она представляет новокузнецких фотографов, полярных по своим мировоззренческим и эстетическим установкам.

Весной 2016 года выставка прошла в Мультимедиа Арт Музее (Москва).

Николай Бахарев — одна из самых значительных и таинственных фигур российской фотографии конца ХХ века. Провинциальный фотограф, создававший заказные портреты, с начала 1990-х становится одним из самых востребованных художников в России и за рубежом. Его работы участвуют в групповых и персональных выставках, попадают в музейные и частные коллекции; они были представлены в основной программе 55-й Венецианской биеннале и на Международных фотографических встречах в Арле в 2013 году.

Николай Бахарев родился в деревне Михайловка Алтайского края в 1946 году. Рано потерявший родителей и выросший в детском доме, он начал свою трудовую деятельность на Кузнецком металлургическом комбинате — том самом КМК, где в 1970-х-начале 1980-х годов работают штатными фотографами Воробьев и Соколаев. В 24 года, в 1970 году, Бахарев становится профессиональным фотографом в службе быта и формат «съемки на заказ» оказывается определяющим для его индивидуальной эстетики. Фотографии на заказ должны были нравиться клиенту. Поэтому Бахарев тщательно выстраивает композицию, позы, ловит моменты счастья и предельного самовыражения своих героев.

Цикл «Отношение» снимался на новокузнецких пляжах в конце 1980-х-начале 1990-х — когда рушился весь уклад привычной советской жизни и фотографы вынуждены были искать заказчиков самостоятельно. В частности, на пляжах, делая для отдыхающих снимки на память. Казалось бы обычные «пляжные» фотографии Бахарева стали классикой российской фотографии, портретом эпохи в момент ее исторического слома.

Творческий метод Бахарева состоит в эстетической дистанцированности от объекта съемки при полной включенности в момент создания композиции. Эта тактика была абсолютно нетипична для советской фотографии того времени. Можно сказать, что Бахарев снимает своих героев в эстетике наивного искусства или art brut, предельно нивелируя свое авторское вторжение, которое остается за кулисами и проявляется только в момент постановки, запускавшей механизмы самопрезентации персонажей.

Владимир Соколаев и Владимир Воробьев по своим мировоззренческим и эстетическим установкам оппонировали самому понятию «съемки на заказ», даже работая штатными фотографами на крупнейшем металлургическом предприятии СССР, режимном объекте — Кузнецком металлургическом комбинате. Им близка та линия развития фотографии, которая брала свое начало в движении фотолюбительства, появившемся на волне хрущевской оттепели в конце 1950-х-начале 1960-х годов. Здесь в фокусе оказывается прежде всего индивидуальность, внутренний мир конкретного человека, и эта линия противостояла канонам социалистического реализма, унифицировавшего конкретных людей до социальной общности — советского народа.

В 1978 году Воробьев, Соколаев и Александр Трофимов создают творческое фотографическое объединение «ТРИВА», которое два года спустя получает официальную регистрацию и становится первой в СССР зарегистрированной творческой группой фотографов.

Еще в 1960-е годы Министерство черной металлургии выпустило распоряжение об организации на всех крупных заводах кино- и фотостудий — для съемки идеологически выдержанных и качественных материалов о производстве. Такая студия появилась и на КМК — «КМК-фильм». Именно она и стала производственной базой группы «ТРИВА» — мощный кинофотокомбинат, обеспеченный всем необходимым осветительным и съемочным оборудованием, реактивами, фотобумагой. Участники группы снимали на территории огромного режимного завода, в который другим фотографам практически не было доступа. Группа стала устраивать уличные выставки — на заводских стендах в городе. За год существования приняла участие в 19 выставках, в том числе и зарубежных.

Но уже через год после регистрации по решению Кемеровского обкома КПСС группа была расформирована «за распространение идеологически вредных фотографий». Такой была реакция властей на попытку фотографов отправить свои снимки в Амстердам на конкурс World Press Photo. В 1982 году все участники «ТРИВА» были уволены с комбината, но Соколаев и Воробьев вскоре создали фотолабораторию на другом предприятии и продолжили работать вместе. По словам Соколаева, «оставшись без завода, мы вышли с «Лейками» на улицы родного города».

У фотографов «ТРИВА» была своя, последовательно и строго реализуемая, концепция фотографии, которая позволяет говорить об этих фотографах как о школе. Полное отсутствие постановочности, которая доминировала в официальном советском фотоискусстве. Строгое невмешательство в документируемое событие, отказ от искусственно созданной «художественности», печать полного кадра. Владимир Соколаев так описывал принципы и интересы группы:

«Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа (…) Съемка штатными 50-миллиметровыми объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение «окна в событие». Метод погружения в событие стал основным способом съемки. А чтобы подчеркнуть полноту документа, мы стали печатать со всего негатива, вместе с перфорацией. Через какое-то время от печати с перфорацией отказались — слишком «художественно», — а печать с полного негатива сохранили до сих пор…»

После увольнения с комбината фотографам закрывается доступ на официальные выставки и начинается работа «в стол». Большинство фотографий, которые можно увидеть на выставке, когда-то были доступны только узкому дружескому кругу фотографов — на квартирных выставках и в самиздатовских фотоальбомах. Теоретическое осмысление фотографии, критика происходила тоже в узком кругу: бывая в Москве, фотографы общались с Александром Слюсаревым, Валерием Щеколдиным, Владимиром Семиным, Юрием Рыбчинским.

Сегодня, тридцать лет спустя, к фотографам «ТРИВА» возвращается заслуженное признание. В 2013 году масштабную выставку «ТРИВА — фотоманифест пролетариата» подготовил Сибирский центр современного искусства. Она была показана в Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Кемерово.

Выставка «Новокузнецкая школа фотографии» продолжает ликвидировать пробелы в истории российской фотографии. Большую помощь в подготовке выставки оказал Владимир Соколаев, который на протяжении многих лет занимается сохранением, систематизацией и описанием творческого наследия группы «ТРИВА».

Выставка «Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев» пройдет с 15 июля по 2 октября в Арт-галерее Ельцин Центра.

Стоимость билета - 100 рублей.

Подробнее о билетах и льготах

К началу выставки приурочен тематический фотокросс. В течение двух дней, 16 и 17 июля, нужно фотографировать всё, что, на взгляд участников, соответствует трем темам фотокросса: «Отношение», «Перпендикулярно идущий», «За кулисами Ельцин Центра». Две первые темы отсылают к работам, представленным на выставке. Разрешается передвигаться любыми способами и использовать любые виды личного и общественного транспорта. По окончании фотокросса нужно сдать членам жюри максимум по 3 фотографии на каждую выбранную участниками тему (только в электронном формате). Прием фотографий производится по электронной почте art-gallery@ycenter.ru с 5 июля. Победители получат памятные подарки и призы.

Фотоконкурс в Instagram

Даты проведения

с 5 июля 2016 по 31 июля 2016 года

Тема

«На пляже»

Главные теги конкурса

#мое_отношение и @yeltsincenter_gallery

А также

#НовокузнецкаяШкола #ЕльцинЦентр #mamm

Арт-галерея Ельцин Центра предлагает вступить в диалог со знаменитой серией Бахарева «Отношение» и принять участие в фотомарафоне, размещая в своих аккаунтах в социальных сетях снимки на тему «На пляже». Для этого нужно сделать фото и опубликовать его в Instagram с хэштегами #мое_отношение #НовокузнецкаяШкола #ЕльцинЦентр #mamm, а также отметить аккаунт Арт-галереи в Instagram – @yeltsincenter_gallery.

Три участника конкурса, чьи фотографии больше всего понравятся жюри, получат памятные призы.

Николай Бахарев — один из самых значительных российских фотографов конца XX века, который с начала 1990-х годов становится востребованным художником в России и за рубежом. Его цикл «Отношение», представленный на выставке, снимался на новокузнецких пляжах в конце 1980-х — начале 1990-х. В фотографиях чувствуется свобода, эстетика, а главное — любовь.

В рамках выставки 15 июля также запланирован круглый стол круглый стол «Фотография как документ эпохи», на котором разговор пойдет о фотографиях, которые были сделаны в советское время, но выглядят не «по-советски»; о ключевых фотографах конца 1980-х; о различиях провинциальных и столичных школ, которые были в то время, и о том, можно ли говорить о существовании «новокузнецкой» школы фотографии.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.