В рамках ежегодной акции «Библионочь» 21 апреля в Музее первого президента России состоялась премьера тематической экскурсии «Писатели в «Лабиринте истории ХХ века». Провела ее сотрудник музея Юлия Загородняя.

Литература ХХ века ярко и образно отразила процессы политической, экономической и социальной жизни страны. Экскурсия освещает наиболее важные из них. История «Лабиринта ХХ века» начинается с Первой мировой войны, которая прошлась по всей Европе гусеницами первых танков и оружием массового поражения. Экскурсовод знакомит слушателей с плакатами и фотографиями того времени.

Об ужасах войны в тылу и на поле боя напишут Надежда Тэффи, Михаил Зощенко, Иван Шмелев, Леонид Андреев, Иван Бунин, Максим Горький.

У стендов, посвященных революции, мы видим фотографии вековой давности: председатель Временного правительства Керенский, плакаты «Отречение Николая», «Да здравствует всемирный Красный октябрь!» Экскурсовод рассказывает, как Октябрьская революция повлияла на мир литературы. Но не все приняли ее.

Гражданская война разделила страну на два лагеря. Брат пошел на брата. Сосед на соседа. В витрине экскурсанты видят подлинные вещи того времени – кокарду бойца рабоче-крестьянской Красной армии и журнал «Красноармеец».

Экскурсовод подробно останавливается на романе Александра Фадеева «Разгром», в котором описываются будни и подвиги небольшого партизанского отряда, воевавшего за советскую власть в Уссурийском крае.

У плаката с изображением Буденного и Ворошилова вспоминается другое произведение – сборник рассказов «Конармия», написанный Исааком Бабелем. Семён Будённый, командующий 1-й конармией, принял в штыки «Конармию» Бабеля. Его гневный отклик был опубликован в журнале «Октябрь». От ареста Бабеля спасло лишь заступничество Максима Горького.

Войны, революции, коллективизация, голодомор повлекли за собой необратимые последствия. Многие семьи лишились кормильцев, дети лишились родителей. Они беспризорничали и голодали. Беспризорников собирали в интернаты, обучали грамотности, приобщали к профессиям. В 1926 году двое выпускников такой школы-коммуны Григорий Белых и Алексей Пантелеев написали автобиографическую повесть «Республика «ШкиД».

Во времена НЭПа в структуре государства появились лазейки для находчивых аферистов и проходимцев всех мастей, таких как великий комбинатор Остап Бендер – герой романов Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Не обойдена вниманием Российская ассоциация пролетарских писателей – РАПП, возникшая в 1925 году. В ней состояло более 4 тысяч человек. Ими уже можно было управлять. Так, резолюция от 4 мая 1931 призывала всех пролетарских писателей художественно прославлять героев пятилетки. Благодаря РАПП литература становится партийной.

В витрине – экспонат самого популярного жанра того времени – производственный роман Михаила Платошкина «Последний нажим» – о героях и буднях первых пятилеток. РАПП организует массовые выезды на стройки века. Экскурсанты видят групповую фотографию «Писатели на строительстве Беломорканала». Борис Пастернак также был командирован на строительство Уралмаша. Как выглядел Уралмаш в эти годы, демонстрируется на снимке, сделанном Михаилом Пришвиным в 1931 году.

У плаката «О каждом из нас заботится Сталин» экскурсовод рассказывает о том, как складывались отношения вождя с «инженерами человеческих душ». Со многими он был лично знаком. Так, в 1935 году, когда арестовали мужа и сына Анны Ахматовой, к Сталину напрямую обратился Пастернак. Их отпустили на следующий же день.

На теме репрессий экскурсовод останавливается особо. У тюремной фотографии Осипа Мандельштама Юлия зачитывает знаменитое стихотворение:

Мы живем, под собою не чуя

страны,

Наши речи за десять шагов не

слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят Кремлевского горца.

Поэт арестован и отправлен в ссылку в Воронеж. В 1937-м он возвращается в Москву и снова арестован. Умер в пересыльном лагере. Неизвестно, где захоронен.

Мемориальная доска, отлитая по эскизам уральского художника Николая Предеина, будет расположена на здании старого вокзала, так как доподлинно известно, что Мандельштам останавливался в Свердловске.

Экскурсовод останавливается у фотографии Варлама Шаламова – три срока, в совокупности около двадцати лет лагерей. Главное произведение писателя – «Колымские рассказы» (ни один из рассказов о ГУЛАГе) при жизни писателя в Советском Союзе опубликованы не были. Они рассказывают о жизни заключённых в ГУЛАГе, о совести и чести, о человеческом достоинстве.

(В Ельцин Центре 11 мая состоится премьера спектакля «Колымские рассказы». На базе театральной платформы «В Центре» активно идут репетиции).

Великая Отечественная война выдвинула новых авторов и новых героев.

Василий Тёркин – герой Александра Твардовского – простой русский парень, такой же, как на плакате «Дойдем до Берлина». Работу над поэмой Твардовский начал в 1939 году, будучи военным корреспондентом на финской военной кампании. Первые главы поэмы были опубликованы в сентябре 1942-го в газете «Красноармейская правда». Последние – победной весной 1945 года. За Тёркина Твардовский был удостоен Сталинской премии. Жизнь бравого Теркина на этом не закончилась. Антисталинский памфлет «Тёркин на том свете» был опубликован в 1963 году.

Илье Эренбургу и Константину Симонову принадлежит авторство лозунга «Убей немца!», который широко использовался в плакатах в качестве заголовка, в листовках с цитатами из статьи Эренбурга «Убей!», опубликованной 24 июля 1942 года. Газета «Раздавим фашистскую гадину» – экспонат музея.

В 1954 году опубликована повесть Ильи Эренбурга «Оттепель». Она подарила название следующему историческому периоду нашей страны. На фото в экспозиции – поэт Евтушенко читает стихи на площади Маяковского в Москве. Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадуллина, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко собирают стадионы. Оттепель открывает шлюзы антисталинской литературе. В витрине музея – первая публикация «Одного дня Ивана Денисовича» Александра Солженицына, фронтовика, бывшего узника ГУЛАГа.

На фотографии в витрине музея Борис Пастернак в Переделкино. Здесь он написал свой единственный роман «Доктор Живаго». Книга была опубликована в Италии в 1957 году, затем в Голландии и Великобритании. В 1958 году писателю присуждена Нобелевская премия «за продолжение традиций великого русского эпического романа». Пастернака исключили из Союза писателей, началась травля. От денежного эквивалента премии поэт отказался.

Не имея возможности издаваться, многие писатели писали «в стол». Начал набирать обороты «самиздат». В витрине музея уникальные экспонаты – самиздатовская книга с произведениями Цветаевой и Пастернака.

Также в витрине представлена пишущая машинка «Любава», аналог немецкой «Эрики». Чем больше копий можно было сделать на машинке за один раз, тем выше она ценилась. Чтобы увеличить количество копий, самиздатовцы использовали папиросную бумагу.

Два крупных романа Александра Солженицына «В круге первом» и «Раковый корпус» опубликованы за рубежом в 1968 году. В 1970 году писателю присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1973 вышел первый том «Архипелага ГУЛАГ». Он представлен в витрине музея. Город издания – Париж. Солженицына выгнали из Союза писателей, он был лишен советского гражданства и выслан из страны. За год до этого события был лишен гражданства и выслан из страны Иосиф Бродский. В музее представлена фотография Бродского в ссылке в Архангельской области.

В 1987 он стал пятым русским писателем – лауреатом Нобелевской премии.

Среди экспонатов музея – уникальная фотография авторов неподцензурного альманаха «Метрополь», среди которых Василий Аксенов, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский и Фазиль Искандер.

Экскурсия о писателях ХХ века завершается этапом «перестройки». Один за другим выходят романы: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова, «Зубр» Даниила Гранина, «Белые одежды» Владимира Дудинцева, «Ночевала тучка золотая» Анатолия Приставкина.

С отменой цензуры растет авторитет публицистики и периодических изданий.

– Гласность вернула читателю произведения, не доходившие до него через сито цензуры, начиная с 20-х годов прошлого столетия, – подводит итог экскурсовод Юлия Загородняя. – Впервые в СССР опубликованы тексты Бунина, Аверченко, Шмелева, Набокова. Вернулись произведения писателей третьей волны эмиграции: Бродского, Довлатова, Аксёнова, Войновича. По-разному сложились судьбы писателей, но всех их без исключения объединяет вера в то, что книга способна изменить мир и стремление к свободе слова и творческого самовыражения – одной из самых важных свобод в нашей жизни.

О значении литературных процессов 90-х расскажет следующая экскурсия, которая скоро появится среди новых предложений музея.