Арт-галерея Ельцин Центра и Московский музей современного искусства 3 ноября представили совместный выставочный проект «Нонконформизм как точка отсчета», который объединил работы художников, относящихся к неофициальной волне.

Выставка продолжила стремление Музея Ельцина и Президентского центра к стиранию границ между «столичным» и «провинциальным» искусством и поддержке единого ритма художественной жизни страны. Выставка стала первым совместным проектом двух культурных институций.

Открытие выставки «Нонконформизм как точка отсчета»

Видео: Александр Поляков

Проект «Нонконформизм как точка отсчета» представляет наиболее полную картину становления и развития неофициальной волны в отечественном искусстве на примере работ центральных фигур этого движения, что является несомненной заслугой кураторов выставки.

Привлекли особое внимание работы представителей «Лианозовской группы» – Оскара Рабина и Владимира Немухина, а также примкнувших к ним независимых мастеров – Михаила Шварцмана, Дмитрия Краснопевцева, Бориса Свешникова, Олега Целкова, Владимира Янкилевского. Искусствоведы называют этот круг художников, вдохновляющихся революционными идеями начала ХХ века, «Вторым авангардом».

Атмосфера «оттепели», шаги сближения советского общества с остальным миром позволили нонконформистам активнее предъявлять обществу свое искусство. 1970-е годы дали миру новые имена, и новый постмодернистский дискурс, выраженный в явлении московского концептуализма, авторы которого наиболее известны: Илья Кабаков, Дмитрий Пригов, Андрей Монастырский, Виктор Пивоваров.

Посетители выставки увидели работы адептов соц-арта Бориса Орлова, Леонида Сокова и Александра Косолапова.

Общую картину отечественного андеграунда дополнили произведения восьмидесятников – Вадима Захарова, Константина Звездочетова, Тимура Новикова.

Важной частью выставки стали работы свердловских художников – представителей «Уктусской школы» – Анны Таршис, Сергея Сигея, Валерия Дьяченко, Александра Галамаги, а также Евгения Малахина, известного как Старик Букашкин. Молодые художники отказывались следовать тем ограничениям, которые накладывало в те годы государство на свободу самовыражения.

Арт-галерея Ельцин Центра предложила кураторам проекта расширить круг представленных произведений работами, выполненными в постсоветское время. Таким образом на выставке в Екатеринбурге у зрителей появилась возможность сравнить творческий метод мастеров «до и после», проследить за движением идей внутри неофициального направления. Сейчас многие из этих авторов вошли в историю не только русского, но и мирового искусства. Тем более интересно обратиться к их первым художественным опытам. Следует отметить, что выставка проходит при поддержке Музея Б.У. Кашкина.

Представленные на выставке работы и авторы вызвали значительный интерес у публики – в момент открытия ее посетило более трехсот человек.

Руководитель отдела выставочной деятельности Ельцин Центра Илья Шипиловских призвал собравшихся почтить память скончавшегося утром 3 ноября Миши Брусиловского – величайшего мастера, олицетворяющего многими работами неофициальное искусство.

Выставку открыл руководитель Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских:

– Наша выставка называется «Нонконформизм как точка отсчета». Закономерен вопрос: точка отсчёта чего? Свободного творчества. Здесь собраны работы художников 1960-2000-­х годов, работающих вне официальных рамок, без цензуры и госзаказа. Они задали тон современному искусству, свободе творческого самовыражения. Они первыми ощутили способность и потребность выразить своё восприятие мира в визуальных образах, несовпадающих с пропагандистскими символами. Они искали новый художественный язык. Они его нашли. Мы это видим сегодня на примере выставленных работ. Это не было самонадеянной претензией «непризнанных гениев», что и подтвердило время. Теперь они известные личности, их творчество изучают, их картины, инсталляции, рисунки находятся в музеях и частных галереях мира и России. С советской властью у них были, как сказал в своё время писатель Андрей Синявский, «стилистические расхождения». Но они не принимали обязанности быть как все, а брали на себя обязательство быть художниками. Так, над гладью официального океана социалистического реализма поднялась волна художественного нонконформизма, и штиля уже не предвиделось. Нашими экскурсоводами по выставке стали те, кто привёз её в Екатеринбург из Московского музея современного искусства — кураторы Ольга Турчина и Владимир Прохоров. Они буквально как Моисей провели нас по сорока годам художественного нонконформизма в СССР и новой России, по судьбам и творчеству художников.

Ольга Турчина – искусствовед, арт-критик, куратор выставок современного искусства рассказала, что экспозиция насчитывает более 100 работ художников-нонконформистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы и Екатеринбурга:

– С середины 1950-х годов в СССР начали появляться работы свободных художников-нонконформистов, – говорит Ольга Турчина. – Прежде всего это «Лианозовская группа». Ее глава – Евгений Кропивницкий. Наиболее яркий представитель – Эрнст Неизвестный. Они не могли смириться с тем, что в стране нет свободы слова, что существует только одна линия партии. Это их протест – их реакция на официальное искусство.

Турчина отметила, что основная тема представленных в экспозиции работ – поиск и утверждение свободы.

– В 1970-е появилось поколение художников, которые выросли без страха перед сталинизмом. Например, изобретатели соцарта, дуэт «Комар и Меламид», откровенно насмехались над соцреализмом – искусством, которое ничего в себе не несет, – пояснила Турчина.

По ее словам, нонконформистам всегда было сложно «пробиться», у многих художников были проблемы с жильем. Многие работы были небольшого формата, потому что мастерам просто негде было их хранить. Однако в 1988 году в Москве прошел знаменитый аукцион Sotheby's, на котором были представлены работы нонконформистов, после чего нонконформизм влился в наше искусство.

В экспозиции можно увидеть работы, датируемые 2000-и годами. По словам Турчиной, это картины художников, которые родились и сформировались в СССР, но и сейчас продолжают свою деятельность.

– Мы выходим за рамки, чтобы показать, что нонконформизм – это история, которая не заканчивается, – подытожила Турчина.

Владимир Прохоров – искусствовед, куратор ряда выставок, в том числе международных, автор статей в периодической печати, научных сборниках и выставочных каталогах поблагодарил коллектив Арт-галереи Ельцин Центра за помощь в формировании экспозиции более ста работ.

Выставка продлится до 22 января 2017 года

Арт-галерея подготовила ряд лекций о нонконформизме.

Уже состоялась лекция Татьяны Жумати – доцента кафедры истории искусств Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина «Альтернативная творческая среда и практика свердловских художников-неформалов 1960 – 1980-х годов» о нонконформистских тенденциях в искусстве Свердловска, проявившихся в 1960-х годах.

На излете «оттепели» эти веяния проникли в среду молодых «союзовцев». Но основные силы нового, авангардного направления формировались за пределами официального Союза художников. Существование альтернативной творческой среды, активной, независимой от Союза, художественной жизни отличали местную ситуацию от ситуации во многих других провинциальных российских городах, а известная его «автономность» исключала прямое влияние столичного искусства. В своей лекции Жумати подробно остановилась на истории создания «Уктусской школы» авангардистов в 1964–1974 годах и первых попытках выхода в «официальный» контекст еще до выставки «Сурикова, 31» в 1987 году и других выставок 1980-х, давших альтернативному творческому сообществу осознание собственных масштабов.

Татьяна Жумати рассказала о практике свердловских неформалов, проявившихся в живописных и графических произведениях, искусстве объектов и образцах самиздата.

Следующая лекция состоялась 16 ноября. В рамках выставки «Нонконформизм как точка отсчета» Евгений Алексеев – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств Уральского федерального университета имени Бориса Ельцина рассказывал об одном из самых спорных и интересных произведений искусства Урала 1960-х – картине Геннадия Мосина и Миши Брусиловского «1918 год», подлинник которой выставлен на персональной выставке Брусиловского в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

Сама выставка «Нонконформизм как точка отсчета» работает ежедневно работает ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 21 часа.