С 30 ноября по 4 декабря в Центральном доме художника на Крымском валу прошла 18-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. На стенде Президентского центра Б.Н. Ельцина были представлены издания, вышедшие при его поддержке. Это научно-популярная и художественная литература, книги по истории, политике, экономике, издания, посвященные эпохе и личности первого президента России Бориса Ельцина.

Второго декабря прошла дискуссия на тему «Какую биографию делают! Границы личного в автобиографической прозе современных писателей». В обсуждении приняли участие украинские русскоязычные авторы Максим Матковский и Александр Гадоль – лауреаты международного литературного конкурса «Русская Премия», официальным партнёром которого является Президентский Центр Б.Н. Ельцина. Как отметил, открывая дискуссию, ее ведущий писатель Мастер Чэнь, он же эксперт-международник Дмитрий Косырев, романы обоих авторов – это страшные книги о том, что человек выдержать не может: о войне и о тюрьме. Кажется, что нас это не коснется, но это заблуждение. Объединяет произведения «изумление от собственной выживаемости: как я смог это выдержать». Первый вопрос Мастера Чэня был такой: «Зачем вы это сделали? Что с вами произошло?».

Режиссёр и путешественник из Днепра (бывшего Днепропетровска), автор журнала «Урал» Александр Гадоль попал в тюрьму за неумышленное преступление.

– С первого же дня я был лишен развлечений: в тюрьме очень скучно, там не было интернета, ничего не было, – рассказал Александр. – Из книг разрешили взять только Библию и Уголовный кодекс. Но была ещё ручка и бумага. И я стал представлять себя героем фильма, который сидит в тюрьме, и записывать это.

Собственно, роман «Режиссёр. Инструкция освобождения» – это тюремный дневник. В начале следующего года он будет опубликован в крупнейшем российском издательстве «ЭКСМО».

Писатель, поэт, переводчик и дважды лауреат премии «Дебют» Максим Матковский сказал свою историю:

– Я попал на работу в Сирию – на гидроэлектростанцию в закрытый город стратегического назначения, где и по улице-то пройти было большой проблемой – пыль, грязь, а купаться в Евфрате невозможно из-за сильного течения. Мой филологический мир рухнул при соприкосновении с миром инженеров этой гидроэлектростанции, которые считали мой труд – труд переводчика – ничтожным, «попугайным» – и всячески унижали. Но я вовремя понял, что опыт мой уникален, и его надо обязательно сохранить». Так появился роман «Попугай в медвежьей берлоге», который уже издан в этом году тоже в издательстве «ЭКСМО».

Мастер Чэнь спросил, каков процент выдумки в этих автобиографических романах, что оставили для себя писатели, о чём не расскажут никому.

– В тюрьме много такого, о чем лучше не знать, но я выбрал только, что мне нравится, за что мне не будет стыдно, – признался Александр Гадоль.

Максим Матковский ответил, что в его романе идет постоянное самоуничижение героя.

– Но это роман-перевертыш, – пояснил Максим. – Там, где я на самом деле проявлял храбрость, я писал, что струсил, и наоборот. А вот семейные обстоятельства и жизнь в Киеве полностью выдуманные. Вымысла у меня 70 процентов.

В ответ на просьбу ведущего охарактеризовать свои романы одним словом Александр Гадоль отметил, что его «Режиссёр» – это выживание, а для Максима Матковского «Попугай» – взросление. И своего читателя Гадоль и Матковский представляют себе по-разному: читатель Александра Гадоля – человек, который попал в нестандартную ситуацию и пытается выжить при помощи книги. Читатель Максима Матковского – смесь председателя жюри «Русской Премии» Сергея Чупринина и девочки, бывшей эмо, обиженной на жизнь до сих пор. «Когда я пишу, как раз они и стоят у меня перед глазами», – признался Максим.

В тот же день, 2 декабря, Центр Ельцина и издательство РОССПЭН провели презентацию книг Олега Мороза, посвященных политическим юбилеям 2016 года: «Выборы–96: красным сказали «Стоп!»» и «Крах большевистской империи». На мероприятии присутствовали бывшие депутаты Государственной Думы России Борис Титенко и Алла Амелина, журналист и руководитель Историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Артём Амелин, известная писательница и общественный деятель Мариэтта Чудакова. «Книги Олега Мороза – кладезь для будущих поколений, аналога им нет. Это честные документальные исследования», – уверена Алла Амелина. По завершению презентации писатель, публицист, заслуженный работник культуры РСФСР Олег Мороз провел автограф-сессию для читателей, которые проявили к произведениям автора большой интерес.

В последний день выставки, 4 декабря, состоялась презентация новой книги Анны Матвеевой «Горожане». Книга издана при поддержке Центра Ельцина в одном из лучших российских издательств, работающих с современной прозой – «Редакция Елены Шубиной». Это девять историй о 18 людях, которые сыграли важную роль для Екатеринбурга, родного для Анны города, в котором она живет до сих пор и откуда родом все её предки. Персонажи объединены в пары: так, одна из историй рассказывает об опальном маршале Советского Союза Георгии Жукове и уральском сказочнике Павле Бажове, другая – об основателе Екатеринбурга Василии Татищеве и ныне действующем главе города, бывшем заключенном Евгении Ройзмане. Выбор не случаен: Жуков и Бажов дружили, оба предпочитали, как рассказала Матвеева, некрашеный алкоголь, Жуков нёс гроб с телом друга. Татищева и Ройзмана объединяет увлечение старообрядчеством: Ройзман коллекционирует иконы, а Татищев грабил скиты раскольников; обоих героев во многом обвиняли, на них писали доносы. Среди других персонажей – бывший губернатор Свердловской области Эдуард Россель, рок-музыкант Владимир Шахрин, театральный режиссер Николай Коляда, скульптор Эрнст Неизвестный и его мать поэтесса Белла Дижур, кстати, единственная женщина в сборнике. Есть в книге и история о студенте Борисе Ельцине, будущем первом президенте России. Анна Матвеева сообщила присутствующим, что уральцы – очень трудолюбивы, она сама старается писать каждый день, без перерыва на праздники и выходные. «Если ты каждый день что-то делаешь, тебя никто не догонит», – призналась писательница.