С 7 апреля в Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге можно смотреть большую выставку работ художника с мировым именем Эрнста Неизвестного. Почти сотня экспонатов. Некоторые работы Екатеринбург увидит впервые.

К Дням Эрнста Неизвестного в Ельцин Центре подготовлена специальная программа.

Выставка названа просто — «Неизвестный». За внешней простотой стоит сложная, противоречивая фигура художника Эрнста Неизвестного, чья долгая, наполненная событиями жизнь прервалась в августе прошлого года. Цель этой выставки — воздать художнику должное на его родине, в Екатеринбурге-Свердловске, где он родился 9 апреля 1925 года, рассказать о его пути, показать процесс формирования этой яркой творческой личности. Это стало возможно благодаря участию многих. Не только музеи Екатеринбурга, включая Художественный музей Эрнста Неизвестного, но музеи и частные коллекционеры Москвы, Челябинска, Тольятти предоставили произведения из своих коллекций для выставки. Всего в экспозиции 92 экспоната — большие и малые скульптурные формы, цветные литографии и черно-белая графика, архивные фотографии и видео. Часть работ екатеринбуржцы увидят впервые.

Выставка «Неизвестный» наглядно иллюстрирует многоплановость скульптора: здесь представлены как примеры его монументальной скульптуры (проект надгробного памятника Никите Хрущёву, 1972 г.), так и мелкой пластики. Живописные и графические работы раскрывают Неизвестного как талантливого художника и иллюстратора. В частности, представлена его знаменитая графическая серия «Каприччио» (2002 г.) и иллюстрации к роману Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», а также большое количество литографий, относящихся к разным проектам. Среди бронзовых скульптур особое внимание к привлекают бюст первого президента России Бориса Ельцина, работы «Орфей» и «Кентавр с цветком в груди».

Встреча Бориса Ельцина и Эрнста Неизвестного 9 апреля 2000 года в «Горках-9»

Президентский центр Б.Н. Ельцина

Бюст Б.Н. Ельцина работы Эрнста Неизвестного. 1995 год

Елена Копылова/Президентский центр Б.Н. Ельцина

Выставка охватывает весь период творчества художника, начиная с ранних работ 1950-х годов и заканчивая поздними произведениями 2000-х годов.

Эрнст Неизвестный, 1990 год

Анатолий Семехин/ТАСС

Эрнст Иосифович Неизвестный (1925 — 2016 гг.) родился в Свердловске в семье врача Иосифа Неизвестного и поэтессы Беллы Дижур.

Открытие памятной доски Белле Дижур, матери Эрнста Неизестного, в Екатеринбурге 09 апреля 2015 г.

Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина

Заливка «Маски скорби» в литейной мастерской Ивана Дубровина

Видео: Александр Поляков

Родители позаботились о получении Эрнстом хорошего художественного образования. Активной художественной деятельностью Эрнст начал заниматься уже в 1950-е годы, во время обучения в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. Творчество молодого художника было высоко оценено критиками, Неизвестный участвовал во всесоюзных выставках в Москве.

Переломной точкой в биографии Неизвестного стала выставка к 30-летию МОССХ в 1962 году, которую разругал советский лидер Никита Хрущёв. Особенно ожесточенным вышел спор с Неизвестным, работы которого Хрущёв назвал «дегенеративным искусством». Это повлекло за собой исключение Неизвестного из Союза художников, отсутствие заказов на работы и другие препятствия для творческой деятельности художника. В итоге через четырнадцать лет Эрнст Неизвестный покинул страну и до распада Советского Союза жил в эмиграции в США.

Будучи в эмиграции, Эрнст заслужил мировое признание, но на родине он был официально признан только в 1990-е годы. С этого времени скульптор стал крайне востребован в России: он занимался проектами монументальных скульптур. Самым известным из таких проектов стала «Маска скорби» в Магадане, посвященная жертвам репрессий в Советском Союзе.

Большое влияние на художественный стиль Неизвестного оказал его личный травматический опыт, пережитый им в юношестве во время Второй мировой войны. В своих произведениях он соединяет элементы абстракции с реалистичными узнаваемыми формами. Его уникальный стиль очень экспрессивен: искалеченные, деформированные, как будто находящиеся в беспрерывном процессе трансформации человеческие тела обладают яркой выразительностью. Неизвестный исследует телесность не только саму по себе, но и во взаимодействии с суровой индустриальной реальностью, что является актуальной темой и для жителей Екатеринбурга, и для всей страны.

Выставка продлится до 2 июля. Время работы: ежедневно с 10 до 21 часа (кроме понедельника).