В канун дня рождения известного художника и скульптора Эрнста Неизвестного 6 апреля в Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге открылась выставка «Неизвестный».

Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске, в семье известного врача Иосифа Неизвестного и не менее известной писательницы, автора стихов и научно-художественной прозы для детей, члена Союза писателей СССР Беллы Дижур. Биография Эрнста Неизвестного – пример того, как талантливый человек находит в себе не только способность придумать свой оригинальный творческий метод, но также силы и мужество, чтобы «плыть против течения» и этот метод воплотить. Воплотить вопреки непониманию, трендам эпохи, даже собственным карьерным интересам. Достаточно вспомнить знаменитую укоризненную реплику первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, адресованную «вольнодумцу» Эрнсту Неизвестному: «Почему ты так искажаешь лица советских людей?». Впрочем, даже несмотря на подобное недружелюбное отношение Хрущева, видимо, не до конца «оттаявшего» в отношении по-настоящему свободного искусства, незлопамятный Неизвестный создал его надгробный памятник, отразивший всю противоречивость натуры главного цензора эпохи оттепели, – естественно, уже после ухода Хрущева из жизни.

Открытие выставки «Неизвестный»

Видео: Александр Поляков

Жизненный путь известного скульптора и художника Неизвестного извилист и причудлив: Ленинградская средняя художественная школа, Великая Отечественная война, на которой он был ранен и даже объявлен погибшим, преподавание черчения в Суворовском училище в Свердловске, Академия художеств в Риге, Московский художественный институт имени Сурикова, философский факультет МГУ, молодежные республиканские и всесоюзные выставки в Москве (в их числе – выставка на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957-м), Всесоюзный конкурс на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне, сотни скульптур, ставших классикой, наконец, эмиграция.

Как отмечают исследователи, работы Эрнста Неизвестного, особенно скульптуры, созвучны по методу и экспрессивности творениям его известного современника и «коллеги по цеху» Сальвадора Дали. Можно сказать, Екатеринбург, где в пространстве Художественного музея Эрнста Неизвестного – а в день рождения мастера и в пространстве Ельцин Центра – сконцентрировались работы Эрнста Иосифовича Неизвестного, имеет такое же значение для осмысления творческого наследия художника, что и испанский город Фигерас (где расположен Театр-музей Сальвадора Дали) для познания наследия Дали.

Главный герой творчества Эрнста Неизвестного – человек. Мятущийся, страдающий, преодолевающий себя. Недаром один из любимых символов в творчестве Неизвестного – распятие. Этот человек – кентавр (к слову, кентавр – любимый, сквозной для Эрнста Неизвестного образ), гибрид духовного и природного начал, находящийся в постоянном поиске, борьбе с самим собой и внутреннем изменении. Этот человек – греческий Орфей, символ творчества, чье изображение, отлитое в бронзе, стало главной наградой российского телевизионного конкурса «ТЭФИ». Это человек, постигающий один из самых древних символов бытия и познания – «Древо жизни». Это человек, тяжело переживающий трагическую историю своей страны в «Маске скорби».

Эпицентром выставки и работой, вызвавшей наибольший интерес ее посетителей, стала бронзовая скульптура «Ельцин», предоставленная Президентским центром Б.Н. Ельцина. Основание скульптуры инкрустировано уральскими самоцветами, в числе которых малахит, яшма, лазурит, аметист, янтарь, горный хрусталь. Эта работа в Екатеринбурге оказалась впервые.

– Выставка – рассказ о наполненной удивительными событиями и важными свершениями яркой и насыщенной жизни Эрнста Неизвестного, – рассказал Илья Шипиловских, руководитель отдела выставочной деятельности Президентского центра Б.Н. Ельцина, куратор выставки «Неизвестный». – На выставке мы решили почтить память великого художника, скульптора, земляка. Однако невозможно рассказать о творчестве художника и не показать его работы. На выставке представлен широкий спектр творений Неизвестного: из гипса и бронзы, а также цветные литографии и гравюры. Отбор был репрезентативным, сам его процесс стал своего рода приятным приключением, потому что мы общались с людьми, для которых Эрнст Неизвестный очень многое значит. С его вдовой, коллекционерами, людьми, которые давно изучают творчество художника. Для меня было важно дать голос разным направлениям творчества Неизвестного. Кроме всего прочего, на выставке представлены работы, принадлежащие Наине Иосифовне Ельциной и Президентскому центру Б.Н. Ельцина, серия работ, созданных под впечатлением происходившего в конце 80-х – начале 90-х. Обращают на себя внимание и два портрета Эрнста Неизвестного, созданные художниками Борисом Жутовским и Германом Метелевым.

– Бориса Ельцина и Эрнста Неизвестного связывает очень многое, – добавила директор Музея Б.Н. Ельцина Дина Сорокина. – Они познакомились еще в начале 90-х и стали друзьями. Эрнст Неизвестный уехал из СССР в 1976 году, через год он был лишен советского гражданства. В 1995 году ему было предоставлено российское гражданство, а в 1996 году Неизвестный был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Открытию выставки «Неизвестный» предшествовала большая работа. В ее создании, помимо Ельцин Центра, приняли участие Волжская картинная галерея, Екатеринбургская галерея современного искусства, Московский музей современного искусства, Музей истории Екатеринбурга, Художественный музей Эрнста Неизвестного, Свердловский областной краеведческий музей, РОСИЗО, Челябинский музей изобразительных искусств.

Открытие выставки работ Эрнста Неизвестного собрало в Арт-галерее Ельцин Центра известных политиков, художников, ценителей искусства, а также тех, кто знает о семье Эрнста Иосифовича не понаслышке.

– Эрнст Неизвестный занимает большое место в жизни Екатеринбурга и России, – отметила Людмила Бабушкина, председатель Законодательного Собрания Свердловской области. – Не случайно у нас в Екатеринбурге работает музей Неизвестного. Сегодня на открытии выставки в Ельцин Центре собралось немало посетителей, и это о многом говорит. Эрнст Неизвестный заставляет задуматься каждого, кто видит его работы, подталкивает к тому, чтобы переосмыслить что-то, задуматься. Сегодня на выставке я с удовольствием изучаю экспозицию, работы, которые я еще не видела. Творения Неизвестного способствуют развитию личности, пониманию искусства, скульптуры, того, что в жизни не все так однозначно, как нам это представляется. Что есть другое видение мира – и это впечатляет.

– Сегодня работы Неизвестного представлены в Ельцин Центре. Как вы оцениваете эту достаточно новую для Екатеринбурга площадку?

– Я часто бываю здесь на разных мероприятиях, это и Народный университет, и мероприятия, которые проводят общественные организации. Мне очень интересно бывать в Ельцин Центре. Ельцин Центр занял свое место в общественной жизни. Летом же я наблюдаю с балкона здания Законодательного Собрания Свердловской области, как много молодежи собирается около Ельцин Центра, как люди гуляют, общаются, любуются подсветкой, - сказала Людмила Бабушкина.

– Мне довелось встречаться и общаться с Эрнстом Неизвестным. Встреча длилась несколько часов, Эрнст Иосифович рассказывал о своей жизни, творчестве, о тех переменах, которые происходили в стране, – поделился воспоминаниями Владимир Быкодоров, заместитель генерального директора Свердловского областного краеведческого музея.

– Неизвестного радовали эти перемены?

– Очень радовали. И он с большим интересом и энтузиазмом отнесся к идее разместить в тогдашнем Свердловске «Маску скорби». Тогда мы осмотрели несколько площадок, где мог бы быть установлен монумент, одним из вариантов был парк около Дворца молодежи. В ту пору эти планы реализовать не удалось. Но надеюсь, что в обозримом будущем «Маска скорби» появится в Екатеринбурге.

Заливка "Маски скорби" Эрнста Неизвестного в литейной мастерской Ивана Дубровина. Екатеринбург (февраль 2017)

Видео: Александр Поляков

– Об Эрнсте Иосифовиче Неизвестном я могу говорить только с благоговением, – признался художник Сергей Григорьев (Сережа Пикассо). – Одна из версий прочтения бесконечности и подсознания человека была выражена в «Черном квадрате» Казимира Малевича – Эрнст Неизвестный создал свою версию подсознания, и сделал это блестяще. Это великолепный вариант.

– Творчество Неизвестного современно?

– Более чем.

– Можно ли говорить, что он опередил свое время и говорит на языке будущих поколений, которые будут более технологичны, чем наши современники?

– Конечно, так и есть. Сейчас молодые люди используют современные технологии, компьютерную графику, а Эрнст Иосифович, можно сказать, все делал «вручную», он был предтечей современного художественного видения.

– В эти дни я вспоминаю Евгения Евтушенко, с которым, как и с Неизвестным, был лично знаком, – рассказал писатель, член Союза писателей России Владимир Блинов. – Вспоминаю слова Евтушенко о том, что поэт в России больше, чем поэт. Эрнст Неизвестный для нас больше, чем скульптор и художник. Это была выдающаяся личность, которая могла противостоять тоталитаризму. Эрнст Неизвестный говорил, что он хотел состояться. Для молодых людей важно именно состояться, не промотать жизнь, а идти упорно к достижению своей цели. Эрнст Неизвестный дорог нам как художник, скульптор, новатор. Вообще это две значимые фигуры ХХ века: Эрнст Неизвестный и Евгений Евтушенко. К ним относятся по-разному, но никто не может отрицать их влияние на несколько поколений ХХ века.

– Можно ли говорить о том, что Эрнст Неизвестный поднял на новый уровень статус Свердловска, инкорпорировал Урал в глобальное художественное пространство?

– Конечно. Мамин-Сибиряк, Бажов, Неизвестный – это Урал, это бренд Екатеринбурга.

– Вы писатель. Как можно оценить вклад в литературу Беллы Дижур – матери Неизвестного?

– Я был с Беллой Абрамовной близко знаком. Помню, находился в санатории, а она собиралась уезжать в США, и мы ней встречались каждый день дней десять. Она была очень интересным поэтом и очень интеллигентным человеком. Кроме того, она писала хорошие прозаические книги. Очень жаль, что ее не стало, она прожила долгую достойную жизнь.

7 апреля в Арт-галерее Ельцин Центра писатель и журналист Юлия Матафонова, автор книги «Эрнст Неизвестный: древо жизни» (2001), поведала интересные подробности о семье и предках Эрнста Неизвестного:

– Эрнст Неизвестный был человеком неуемной энергии и недюжинного здоровья. Потому что перенести столько невзгод и прожить такую долгую творческую жизнь непросто. Как же появилась фамилия Неизвестный? Перенесемся в конец XVIII века. Происходил раздел Речи Посполитой, вследствие чего Российской империи был передан большой участок территории, а в состав империи влилось еврейское население. В 1827 году Николай I издал указ, согласно которому была введена обязательная служба в армии для еврейских юношей. В результате подростков направляли с западной границы страны на восток, до Урала. Среди этих молодых людей был и предок Эрнста Неизвестного. Молодые люди шли пешком до Оренбурга, где была солдатская школа, после обучения они служили положенные 25 лет. После этого бывшие солдаты могли выбирать себе место жительства. Как правило, они оставались в Оренбурге. Если юноши принимали крещение, то они меняли свои исконные фамилии, также нередки были ситуации, когда за время долгого путешествия люди попросту теряли документы. Исследователи предположили, что в случае с прадедом Неизвестного произошла именно утрата документов, и потому он получил прозвище Неизвестный. Он остался жить и женился в Оренбурге. Интересный факт: невест для солдат, если речь шла о девушках-единоверках, привозили из западных губерний, одна из них стала супругой прадеда Неизвестного. А уже один из их сыновей, дед Эрнста Неизвестного, отправился в путешествие по Уралу, чтобы найти применение своим организаторским способностям. Он завел типографию, занялся торговлей мебелью и рядом других дел. Неизвестный стал уважаемым гражданином, его семья жила безбедно, можно сказать, принадлежала к высшим кругам. Дед художника, большой любитель книг и современной периодики, старался дать сыновьям хорошее образование. И все бы было хорошо, если бы не революция и не экспроприация собственности. Осенью 1919 года семья Неизвестных взяла с собой только библиотеку, а также немногие необходимые вещи и, оставив собственность, перебралась в Екатеринбург. Поселились Неизвестные на съемной квартире на нынешней улице Бориса Ельцина, где мы сейчас находимся. Потом у семьи появился собственный дом, – рассказала Юлия Матафонова.

Выставка «Неизвестный» продлится до 2 июля.

К Дням Эрнста Неизвестного в Ельцин Центре подготовлена специальная программа.