Три спектакля Театра.doс прошли в кино-конференц-зале Ельцин Центра в Екатеринбурге 24, 25 и 26 февраля. Для зазевавшихся выставили дополнительные ряды складных стульев. Представители прессы смотрели спектакли либо стоя, либо уютно расположившись на ступеньках зала. Действие происходило на сцене и авансцене, поэтому проход перед первым рядом оставили открытым, как и место в центре ряда, куда не один раз за время спектаклей усаживались артисты.
Выбор спектаклей для гастрольной афиши можно назвать объемным, наиболее полно представляющим специфику Театра.doс: спектакль из русской истории инакомыслия, истории из частной жизни и древнегреческая мифология, пересказанная современниками на новый лад.
Алексей Мугавин, инженер-энергосистем, о «Краткой истории российского инакомыслия»:
– Это пять разных сюжетов. От царя Алексея Михайловича, первого Романова, до сталинского террора. Ну, собственно, мысль одна: не любят у нас инакомыслящих. Нет у нас лояльности. Не любим мы тех, кто не как все. Песня под занавес «Я научу вас свободу любить» не вызывает иронии. У меня мурашки по телу побежали. Я больше скажу, эти истории есть и сейчас. В обществе всегда будут несогласные – люди со своей особенной точкой зрения. И все же никогда нельзя сдаваться и называть чёрное белым даже под давлением. Иначе не заметишь, как подомнут под себя и будешь жить по чужой указке. А выстоишь, больше уважать будут. Мой друг ходил в Москве на спектакли Театра.doс, потом пересказывал мне. Поэтому как только я увидел афишу, сразу решил взять билеты на все три спектакля. Ни секунды не пожалел.
Ксения Маркина, PR-директор строительной компании, о спектакле «Простить измену»:
– Непередаваемые эмоции. Ничего подобного не видела в наших театрах. Ни разу при мне так не говорили со зрителем, не вытаскивали на откровенность. Я даже сначала подумала, что парень, который стал рассказывать про свою измену – подсадная утка. Когда очередь дошла до меня, меня будто прорвало. Изменяют чаще мужчины. В результате спектакль для меня стал очень личным событием, я сама, наконец, выдохнула. Актеры понравились, играют убедительно. Я думала потом, а если бы что-нибудь пошло не так? Не стала бы женщина рассказывать об изменах своего мужа. Куда бы вырулил сюжет? Жаль, что рассказ об измене шел все-таки от лица мужчины. Выходило так, что они жертвы женских козней, а козни, получается, это женское предназначение. Хотя мне кажется, что измены – это больше по части мужчин. Или, как сказала одна женщина в моем ряду, уже после моей реплики: «Изменяют одинаково, но женщины умеют это скрывать». Кстати, я с ней не согласна. Молодцы ребята, что вытянули нас на этот разговор.
Павел Башкирцев, музыкант, о спектакле «Подлинные истории женщин, мужчин и богов»:
– В голове остался небольшой сумбур. Нам показали пять мифов, уже переосмысленных с позиции современного человека. Актерская игра перемешана с рассказами из личной жизни. Меня потрясла судьба Медеи: она не убивала своих детей. Мифа об Арахне я не знал и не очень понял суть. Самым тяжелым оказался миф о Сократе, рассказанный его женой. Я обязательно перечитаю, потому что читал их ребенком. Хочется кое-что освежить. Может, мы неправильно понимаем эти мифы. Может быть, смысл у них изначально был другой? Вот, например, Сизиф – был ли у него выбор? Мог он не тащить этот камень в гору? По версии Театра.doс получается, что он хотел с этим камнем что-то сделать, что-то прекрасное и установить его на горе. А камень, получается, категорически этого не хотел. Он хотел лежать в канаве. Выходит, эта история не только про Сизифа, но и про камень тоже. Тут много неожиданных параллелей. Ясон мне всегда представлялся героем, аргонавтом. А здесь он не герой вовсе, а лгун, болтун и предатель. Приду домой, перечитаю.
Динамичность действия, эмоциональная напряженность полностью компенсировали отсутствие костюмов и декораций. По окончанию гастролей состоялась встреча актеров со зрителями и обсуждение спектаклей. Зрители благодарили актеров.
– Ваши гастроли как глоток свежего воздуха. Было безумно интересно послушать и посмотреть. Москва, конечно, огромный город и там зрителю легче раскрепоститься. И зальчик-то у вас в Москве раза в три меньше. Там каждого зрителя можно удержать взглядом. Как вы себя чувствовали в этом пространстве?
– Самая существенная проблема – это микрофоны, – признался актер Дмитрий Кривочуров. – Мы в театре работаем без микрофонов. Пока к человеку бегут с микрофоном – это и время съедает, и атмосферу. Трудно выставить свои страдания напоказ. Даже женщина, она ведь говорила не о себе, не о том, что ей больно, стыдно, неприятно, а о том, что ее муж оказался негодяем. Очень сложно вызвать на откровенность весь зал. Для этого нужна более камерная атмосфера. Но мы старались.
Актеры рассказали об устройстве Театра.doс. Это театр-лаборатория для поиска нового языка и новых идей, то, что в литературе называется «нон-фикшн» – смесь документального с художественным. Театр берет сюжеты нынешнего дня и успевает поставить спектакль до того, как проблема устаревает. В театр приносят истории буквально «с улицы», драматурги пишут пьесы, режиссеры ставят спектакли. Сейчас Театр.doс можно назвать проектной площадкой. В нем нет штатных актеров и режиссеров. Есть единомышленники, готовые работать над конкретным проектом. Многие актеры заняты в других театрах. Меняется не только язык, но и формы существования на сцене. У театра три зала. Ежемесячно на каждой площадке идет до шестидесяти спектаклей. Такая плотность позволяет быть театру на плаву. Он не имеет поддержки от государства, это полностью частный театр. Поэтому он может позволить себе эксперименты. Константин Кожевников рассказал об одном уникальном исполнителе – Алексее Юдникове, который собирает полные залы. На него всегда раскуплены билеты. Он всего-то пересказывает фильмы, в основном премьерные. Зрители от смеха падают со стульев. Однажды он попал в ДТП на своем велосипеде. Его ждали два часа, весь зрительный зал в полном составе. Люди готовятся к его вербатимам*: они сначала смотрят фильм, потом приходят на спектакль, а затем снова идут смотреть фильм, потому что понимают, что как-то не так его посмотрели.
*Вербатим (от лат. verbatim — дословно). Вид театрального представления, полностью состоящего из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами.
Абсолютной звездой гастролей стала Марина Клещева, актриса с удивительной актерской и женской судьбой. Яркий пример того, что никогда не надо отчаиваться, все в твоей жизни в любой момент может кардинально измениться.
– Я познакомилась с Театром.doс в колонии строгого режима, где отбывала срок. Они не побоялись наших страшных статей и теток-рецидивисток, приехали к нам со своей театральной лабораторией, чтобы нас послушать и подлечить искусством. Я сразу втянулась. У нас были мастер-классы по актерскому мастерству, речи, мы много писали. В общем, они нас заставляли шевелиться. Мы из колонии выезжали под конвоем на театральные читки. Потом началась работа над спектаклем «Преступления страсти» по реальным историям, рассказанным зэчками. Так я прибилась к театру. После освобождения ездила из Подмосковья на каждый спектакль, рассказывала им свои истории. И однажды меня пригласили сыграть роль. Сейчас я занята в нескольких спектаклях, играю роль в пьесе вашей землячки Ярославы Пулинович «Эльза» в Театре на Таганке. Теперь я у вас.
Марина призналась, что ей понравился город, несмотря на то, что увидела его в пять утра. Что многое она знает о театральной жизни города от актеров Театра Николая Коляды, с которыми часто встречается на фестивалях. Что она влюбилась в Ельцин Центр, и это любовь с первого взгляда. Она посетила Музей Бориса Ельцина и убедилась, что весь этот музей абсолютно про нее:
– Мне было вдвойне интересно потому, что мне часто говорили, будто я похожа на Бориса Николаевича. Может быть, я его сыграю когда-нибудь. И тогда все это не случайно. Не зря.
Своими впечатлениями о Ельцин Центре и Музее первого президента России поделился актер Дмитрий Кривочуров:
– Как мне мог не понравиться Ельцин Центр, если во весь его фасад красовалась на фоне вечернего неба моя физиономия. Сколько там – говорят, три тысячи квадратных метров? Я все снял на телефон. Это удивительно. Мы часто бываем с театром на гастролях за рубежом. Я видел много культурных центров и музеев. Но ничего подобного не видел нигде. Мне рассказывали о музее, но то, что я увидел, превзошло все ожидания. Может быть, я не успел оценить в полной мере содержание, но то, с какой любовью это сделано, как это все интересно, становится очевидным с первых минут. Мне кажется, в нем можно проводить много времени. Вам очень повезло.
На прощание зрители пожелали творческих успехов актерам и пригласили их приехать на гастроли с новыми спектаклями.
В Ельцин Центре действует свой театральный проект – театральная платформа «В центре». Все ее постановки, читки, перформансы смело можно назвать экспериментальными. В них много новизны, документальности, остроты. В марте театральная платформа «В центре» предлагает немало интересных событий. Подробнее о них можно узнать в расписании.