Известный педагог, заслуженный учитель России, преподаватель истории московской гимназии №1567 Тамара Эйдельман в преддверии майских праздников привезла своих учеников в Ельцин Центр.
В начале апреля Тамара Эйдельман уже побывала в Екатеринбурге – прочитала здесь лекцию «Власть и общество в России XVI-XIX веков: противостояние или сотрудничество». Тогда она провела несколько часов в Музее первого президента России и рассказала слушателям в самом начале лекции, что после знакомства с Ельцин Центром у нее очень оптимистическое настроение.
На поездку своих учеников в Музей Бориса Ельцина педагог собрала деньги через «Фейсбук» – 41700 рублей.
29 апреля в 15:00 педагог прилетела на родину первого президента России вместе с учениками, десяти- и одиннадцатиклассниками московской гимназии №1567. Заселившись в хостел в исторической части города (бюджет не предполагал гостиничного проживания), московский десант направился в Ельцин Центр, расположенный по другую сторону Исети. И через два часа приступил к изучению экспозиции первого этажа. Гимназисты работали парами. Их задачей было выбрать в «Лабиринте истории ХХ века» событие или временной период, а также один-два экспоната, которые наилучшим образом его представляют.
Через час в аудитории Образовательного центра состоялось обсуждение анимационного фильма, посвященного истории российского конституционализма, который предваряет посещение музея.
Ролик "Лабиринт российской истории"
Видео: Мумин Шакиров, Вячеслав Макарьев
На повестке было три вопроса: понравилось ли, как сделан фильм; в чем его основная идея; согласны ли вы с ней?
В процессе обсуждения к гимназистам присоединились Валентин и Татьяна Юмашевы, а также гости Ельцин Центра – Роман Абрамович, Александр Мамут, Полина Дерипаска и другие. Им не терпелось узнать, какое впечатление произвел на школьников фильм и первая часть экспозиции «Лабиринт истории ХХ века». Гимназисты же интересовались, по какому принципу выбирались те или иные исторические события. Высказались, чего сюжетно не хватило и какое впечатление в общем остается от просмотра. Мнения гимназистов разделились, состоялось весьма эмоциональное обсуждение самого фильма, его концепции, стилистики, образного решения. В результате школьники получили задание составить свою версию восьмиминутного мультфильма так, чтобы картина развития конституционализма в России была максимально полной.
После обсуждения выбранных экспонатов из «Лабиринта истории ХХ века» заглянули в Парк научных развлечений Newton и книжный магазин «Пиотровский». И то, и другое произвело впечатление. Ужинали в Детском кафе, где и цены вменяемые и меню из домашних блюд очень привлекательное.
«Во время обеда в здешнем детском кафе тарелки стояли на бумажных салфетках с рисунками, – написала в «Фейсбуке» Тамара Эйдельман, – а на столах были цветные карандаши, и можно было салфетки раскрашивать. Ну, тут вообще наступило счастье…»
После ужина решили прогуляться по вечернему городу и набережной реки Исеть. Школьники и педагоги сказали, что город поразил их своей современностью, масштабами, архитектурой, историческим ландшафтом, вечерней иллюминацией. После прочтения «Кварталов дальних и печальных» Бориса Рыжего и «Ёбурга» Алексея Иванова город им рисовался мрачным и пустым. Но оказался на удивление многолюдным и доброжелательным.
Второй день начался с пробежки по историческому скверу с участием мэра города Евгения Ройзмана. Позавтракав чаем с пирогами в кафе на «Плотинке», москвичи отправились в Музей Невьянской иконы. Глава города лично провел экскурсию, рассказывая о том, как он в свое время изучал, собирал, реставрировал, спасал иконы от разрушения.
Пообедав в Детском кафе, ученический десант приступил к изучению основной экспозиции Музея Б.Н. Ельцина – «7 дням». Разбрелись по залам и потратили бы несколько часов, но в 18.00 по местному времени был назначен разговор по Skype с Леонидом Ханиным из Нью-Йорка, ведущим специалистом архитектурного бюро Ralph Appelbaum Associates. Он рассказал о том, какие трудности возникали при создании музея: его пришлось вписывать в уже существующее здание, которое город предложил Ельцин Центру, а это много сложнее, чем проектировать новое. Леонид также рассказал, как возникла концепция музея, кто участвовал в ее создании, как проект воплощался в реальность.
Затем Тамара Натановна прочитала лекцию о начале перестройки. Ребята признавались, что известные факты после посещения музея стали восприниматься ими по-другому.
Третий день, который пришелся на 1 мая, начался с тематической экскурсии «История конституций», которую провела научный сотрудник отдела музейной педагогики Валерия Бармина.
«Это была не просто экскурсия, а еще и занятие, и выполнение самостоятельных заданий, – написала Тамара Натановна в своей страничке в «Фейсбуке». – Потом детки получили час на самостоятельное изучение экспозиции. Вообще-то, ее можно изучать года три».
Неслучайно появились желающие пересмотреть анимационный фильм, предваряющий экскурсию. Педагоги предоставили учащимся свободное время на изучение экспозиции. Общий сбор назначили в буфете, чтобы подкрепиться перед очередной лекцией «Политическая лексика в английском и русском языках», которую прочла Ольга Свенцицкая, заведующая кафедрой иностранных языков гимназии №1567. Она также сопровождала гимназистов в этой поездке.
После обеда, попрощавшись с сотрудниками Ельцин Центра, ребята отправились на пешеходную экскурсию по городу. Ее проводил Константин Брыляков – историк, руководитель Екатеринбургского Центра гидов. «…он летел вперед, рассказывая разные чудеснейшие вещи, а мы со всех ног летели за ним, – пишет Тамара Эйдельман. – И все равно успели далеко не все, потому что надо было уже ехать в аэропорт. Увы-увы! Но все то, что мы увидели, было невероятно интересно. ...Когда мы прилетели, ребята говорили, что хотят поехать туда еще и советовали мне регулярно возить сюда школьников. Как же мы благодарны всем, благодаря кому мы смогли туда съездить, и всем, кто сделал этот город и Ельцин Центр такими чудесными».
Теперь заслуженный учитель России будет бывать в Екатеринбурге чаще. Она вошла в экспертный совет при Музее Б.Н. Ельцина.