На урок истории – в Музей Ельцина

5 мая 2016 г.Татьяна Филиппова
На урок истории – в Музей Ельцина

Известный педагог, заслуженный учитель России, преподаватель истории московской гимназии №1567 Тамара Эйдельман в преддверии майских праздников привезла своих учеников в Ельцин Центр.

В начале апреля Тамара Эйдельман уже побывала в Екатеринбурге – прочитала здесь лекцию «Власть и общество в России XVI-XIX веков: противостояние или сотрудничество». Тогда она провела несколько часов в Музее первого президента России и рассказала слушателям в самом начале лекции, что после знакомства с Ельцин Центром у нее очень оптимистическое настроение.

На поездку своих учеников в Музей Бориса Ельцина педагог собрала деньги через «Фейсбук» – 41700 рублей.

29 апреля в 15:00 педагог прилетела на родину первого президента России вместе с учениками, десяти- и одиннадцатиклассниками московской гимназии №1567. Заселившись в хостел в исторической части города (бюджет не предполагал гостиничного проживания), московский десант направился в Ельцин Центр, расположенный по другую сторону Исети. И через два часа приступил к изучению экспозиции первого этажа. Гимназисты работали парами. Их задачей было выбрать в «Лабиринте истории ХХ века» событие или временной период, а также один-два экспоната, которые наилучшим образом его представляют.

Через час в аудитории Образовательного центра состоялось обсуждение анимационного фильма, посвященного истории российского конституционализма, который предваряет посещение музея.

Ролик "Лабиринт российской истории"

Видео: Мумин Шакиров, Вячеслав Макарьев

На повестке было три вопроса: понравилось ли, как сделан фильм; в чем его основная идея; согласны ли вы с ней?

В процессе обсуждения к гимназистам присоединились Валентин и Татьяна Юмашевы, а также гости Ельцин Центра – Роман Абрамович, Александр Мамут, Полина Дерипаска и другие. Им не терпелось узнать, какое впечатление произвел на школьников фильм и первая часть экспозиции «Лабиринт истории ХХ века». Гимназисты же интересовались, по какому принципу выбирались те или иные исторические события. Высказались, чего сюжетно не хватило и какое впечатление в общем остается от просмотра. Мнения гимназистов разделились, состоялось весьма эмоциональное обсуждение самого фильма, его концепции, стилистики, образного решения. В результате школьники получили задание составить свою версию восьмиминутного мультфильма так, чтобы картина развития конституционализма в России была максимально полной.

После обсуждения выбранных экспонатов из «Лабиринта истории ХХ века» заглянули в Парк научных развлечений Newton и книжный магазин «Пиотровский». И то, и другое произвело впечатление. Ужинали в Детском кафе, где и цены вменяемые и меню из домашних блюд очень привлекательное.

«Во время обеда в здешнем детском кафе тарелки стояли на бумажных салфетках с рисунками, – написала в «Фейсбуке» Тамара Эйдельман, – а на столах были цветные карандаши, и можно было салфетки раскрашивать. Ну, тут вообще наступило счастье…»

После ужина решили прогуляться по вечернему городу и набережной реки Исеть. Школьники и педагоги сказали, что город поразил их своей современностью, масштабами, архитектурой, историческим ландшафтом, вечерней иллюминацией. После прочтения «Кварталов дальних и печальных» Бориса Рыжего и «Ёбурга» Алексея Иванова город им рисовался мрачным и пустым. Но оказался на удивление многолюдным и доброжелательным.

Второй день начался с пробежки по историческому скверу с участием мэра города Евгения Ройзмана. Позавтракав чаем с пирогами в кафе на «Плотинке», москвичи отправились в Музей Невьянской иконы. Глава города лично провел экскурсию, рассказывая о том, как он в свое время изучал, собирал, реставрировал, спасал иконы от разрушения.

Пообедав в Детском кафе, ученический десант приступил к изучению основной экспозиции Музея Б.Н. Ельцина – «7 дням». Разбрелись по залам и потратили бы несколько часов, но в 18.00 по местному времени был назначен разговор по Skype с Леонидом Ханиным из Нью-Йорка, ведущим специалистом архитектурного бюро Ralph Appelbaum Associates. Он рассказал о том, какие трудности возникали при создании музея: его пришлось вписывать в уже существующее здание, которое город предложил Ельцин Центру, а это много сложнее, чем проектировать новое. Леонид также рассказал, как возникла концепция музея, кто участвовал в ее создании, как проект воплощался в реальность.

Затем Тамара Натановна прочитала лекцию о начале перестройки. Ребята признавались, что известные факты после посещения музея стали восприниматься ими по-другому.

Третий день, который пришелся на 1 мая, начался с тематической экскурсии «История конституций», которую провела научный сотрудник отдела музейной педагогики Валерия Бармина.

«Это была не просто экскурсия, а еще и занятие, и выполнение самостоятельных заданий, – написала Тамара Натановна в своей страничке в «Фейсбуке». – Потом детки получили час на самостоятельное изучение экспозиции. Вообще-то, ее можно изучать года три».

Неслучайно появились желающие пересмотреть анимационный фильм, предваряющий экскурсию. Педагоги предоставили учащимся свободное время на изучение экспозиции. Общий сбор назначили в буфете, чтобы подкрепиться перед очередной лекцией «Политическая лексика в английском и русском языках», которую прочла Ольга Свенцицкая, заведующая кафедрой иностранных языков гимназии №1567. Она также сопровождала гимназистов в этой поездке.

После обеда, попрощавшись с сотрудниками Ельцин Центра, ребята отправились на пешеходную экскурсию по городу. Ее проводил Константин Брыляков – историк, руководитель Екатеринбургского Центра гидов. «…он летел вперед, рассказывая разные чудеснейшие вещи, а мы со всех ног летели за ним, – пишет Тамара Эйдельман. – И все равно успели далеко не все, потому что надо было уже ехать в аэропорт. Увы-увы! Но все то, что мы увидели, было невероятно интересно. ...Когда мы прилетели, ребята говорили, что хотят поехать туда еще и советовали мне регулярно возить сюда школьников. Как же мы благодарны всем, благодаря кому мы смогли туда съездить, и всем, кто сделал этот город и Ельцин Центр такими чудесными».

Теперь заслуженный учитель России будет бывать в Екатеринбурге чаще. Она вошла в экспертный совет при Музее Б.Н. Ельцина.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.