Презентация уникального проекта, позволяющего проводить музыкальные уроки для слабослышащих детей, прошла в Екатеринбурге 12 февраля. Первое занятие состоялось на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» при поддержке Свердловской филармонии, Министерства культуры РФ и Центра Ельцина.

Проект получил название РИТМ - это аббревиатура от слов «реабилитация», «инклюзия», «творчество» и «музыка». Специалисты разработали целую серию специальных видео-уроков для неслышащих и слабослышащих детей. В них знакомство с музыкальными фрагментами подкрепляется текстовыми объяснениями, видеорядом и сопровождается синхронным сурдопереводом.

Как сообщил замдиректора филармонии по медиа-вещанию Ярослав Сартаков, аппаратуру марки «Сеннхайзер» (Sennheiser) закупили в Германии.

- Это небольшие специализированные наушники, которые через персональные усилители звука позволяют слышать музыку без всяких помех, - пояснил он. - Также в комплект входят так называемые приемники-петли, которые через специальный разъем подключаются к индивидуальным слуховым аппаратам. Для детей, у которых уже восстановлен слух, мы установили сабвуфер, чтобы они воспринимали низкие частоты через пол актового зала, - добавил Сартаков.

По его словам, для детей приобрели 20 комплектов аппаратуры. На первом уроке ребятам рассказали, что такое оркестр, кто такой дирижер и продемонстрировали фрагменты сочинения Петра Чайковского «Времена года» и музыкальную сказку «Петя и волк» Сергея Прокофьева.

По словам директора центра «Эхо» Анны Кривихиной, проект преследует не только просветительские и образовательные цели - он важен с точки зрения реабилитации детей.

- Неоценимо, что дети с разной степенью глухоты могут находиться в одном помещении, быть зрителями и слушателями одного концерта или музыкальной программы. Для нас это праздник и великая честь, но и огромная ответственность за судьбу этого направления, потому что мы сегодня первопроходцы, - подчеркнула она.

Приветствуя участников презентации и организаторов проекта, министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов отметил, что РИТМ также дает старт важному направлению работы по организации уроков музыки в общеобразовательных школах:

- Имея огромный ресурс виртуальных концертных залов в Свердловской области, мы планируем распространить эту практику на все школы региона, чтобы музыкальные уроки проходили в таких филармонических залах, чтобы наши дети приобщались к великому искусству.

Александр Колотурский, директор Свердловской государственной академической филармонии, также связал РИТМ с проектом «Виртуальный концертный зал», действующим несколько лет при поддержке Фонда Ельцина. Онлайн-трансляции концертов проходят в учреждениях социальной защиты Свердловской области, где проложены линии доступа в Интернет, установлены видеопроекторы и звуковые системы. Проект позволяет пациентам интернатов для престарелых и инвалидов войти в филармоническое сообщество и наравне с другими слушателями наслаждаться музыкой. На сегодня «Филармонические собрания» созданы в 23 муниципальных образованиях, расположенных на расстоянии от 100 до 500 км от Екатеринбурга.

Проект РИТМ рассчитан на долгосрочную перспективу. Занятия будут проводиться раз в две недели.

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» - специализированное учреждение, в состав которого входят школа, интернат и медицинский научно-методический блок. В центре учатся и проходят реабилитацию 75 детей с нарушениями слуха, и них 47 ребят из городов области постоянно проживают в интернате. Школьная программа адаптирована под специальное обучение, ее продолжительность - 12 лет. В 2015 году центру исполняется 95 лет. По словам директора, это самое старое подобное учреждение в России.

Фото Георгия Мамарина