Ельцин Центр в Екатеринбурге становится всё более доступным для людей с особыми потребностями. Образовательный отдел Музея Бориса Ельцина подготовил специальную экскурсию для детей с расстройствами аутического спектра (РАС). Она состоялась 3 марта, на следующий день после Всемирного дня распространения информации об аутизме, в рамках проекта «Аутизм. Дружелюбная среда» благотворительного фонда «Выход».

Такие экскурсии планируется сделать регулярными. Они будут проходить раз в месяц, в понедельник, когда у музея выходной. Дети-аутисты чутко реагируют на окружающую среду. Чтобы их пребывание в музее стало максимально комфортным, выбран день, когда нет посетителей и полностью отключено мультимедийное оборудование. В музее тихо и пусто, нет ничего, что могло бы напугать этих особенных посетителей. Конечно, для музея все посетители особенные, но для работы с такими экскурсантами нужно не только особое внимание, но и особые профессиональные навыки.

– В Музее первого президента России прошел ряд мероприятий, посвященных проблематике аутизма, – рассказала директор музея Дина Сорокина. – Мы провели большую пресс-конференцию в зале Свободы совместно с российским «Диснеем», фондом «Выход» и мэром города Евгением Ройзманом. Дата 2 апреля была выбрана не случайно, именно он является всемирным Днем информирования о проблемах аутизма. В этот день был открыт первый в Екатеринбурге кинотеатр для детей и взрослых с расстройствами аутического спектра. А 3 апреля педагоги образовательного отдела музея провели специальное занятие для подростков-аутистов на оборудовании, подаренном нам командой «Дисней». На следующий день, 4 апреля в Образовательном центре прошел ежегодный круглый стол, в котором участвовали руководители ассоциации «Особые люди», представители администрации области и города, общественных и медицинских организаций, работающих в этом направлении.

Руководитель российского представительства The Walt Disney Company, член Академии российского телевидения Марина Жигалова-Озкан рассказала, что компания не первый год поддерживает мероприятия благотворительного фонда «Выход»:

– У нас уже проходили подобные мероприятия в Москве и Санкт-Петербурге. В этом году мы решили расширить географию и провести мероприятие в Екатеринбурге. Выбор был сделан благодаря Ельцин Центру. Это уникальная площадка, которая притягивает огромное количество людей. Пресс-конференция прошла в красивейшем месте – в зале Свободы. Премьерой мультфильма «Моана» открылся специализированный кинотеатр в «Радуга-парке» для детей с проблемами РАС. Компания «Дисней» передала музею оборудование для сенсорной разгрузки «наших» экскурсантов. Благотворительный фонд «Выход» провел для сотрудников образовательного отдела музея специальные тренинги. Мы довольны результатами сотрудничества, получили массу впечатлений, в том числе и от посещения музея.

Для участников пресс-конференции, Марины Жигаловой-Озкан и Авдотьи Смирновой – сценариста, режиссера, учредителя фонда «Выход» – двухчасовую экскурсию провела Дина Сорокина. Экскурсанты устали, но получили огромное удовольствие.

– Потрясающие впечатления, – поделилась Марина Жигалова- Озкан. – Хочу привести сюда своего сына, чтобы он увидел, каким может быть музей, как в нем могут сочетаться современные технологии и лучшие музейные традиции. Время, которому посвящена экспозиция и в которое я сейчас смогла погрузиться, – это время моего взросления. Как в машине времени, я пережила сейчас все эти годы. В экспозиции удивительно тонко соединены исторические факты и личные ощущения. Через интерактивность передан дух времени. Очень точно передана эмоциональная составляющая нашего отношения к происходящему в то время. Для людей моего поколения это абсолютно живая история. В 90-е мы многого не понимали, не было научных разъясняющих публикаций, не было интернета и мобильных телефонов. Было очень сложно понять, что происходит. Для меня это очень личная история, я прожила все ее этапы и воспринимаю эпоху Ельцина как время свободы, время неограниченных возможностей, многообещающего будущего. Время стремительно менялось. В каждодневном проживании что-то главное могло потеряться. Но здесь очень четко осознаешь, какой знаковой фигурой был Борис Ельцин во всех политических и экономических преобразованиях, понимаешь масштаб личности и правильность многих его решений, благодаря которым современная молодежь имеет неограниченные возможности для собственной реализации.

Валерия Бармина, руководитель образовательного отдела Музея Ельцина, рассказала, как шла подготовка к инклюзивной программе, кто помогал выстроить экскурсию методически и учесть все особенности восприятия:

– Идея создания экскурсий для самых разных посетителей возникла в июне 2016 года, когда мы познакомились с ребятами-участниками специальной олимпиады. Тогда стало понятно, что мы для них ничего не делаем, а они такие же граждане нашей страны. Тем более, что в нашем городе огромный дефицит подобных программ. Музеи заявляют, что работают с детьми-инвалидами, но в основном это одна или две акции в год. Мы стали знакомиться с методическими разработками «Гаража», частного выставочного пространства, которое расположено в Парке Горького в Москве. Это музей современного искусства, и у них богатый опыт работы с данной аудиторией. Часто заимствованный, но уже переосмысленный и адаптированный к нашим условиям. Это единственный музей, который имеет отдел инклюзивных программ, у них есть чему учиться. Поначалу все это вызывало опасение – вдруг не получится, но оказалось, что все шаблоны и препятствия находятся исключительно у нас в головах. В феврале на нас вышел фонд «Выход» с инициативой проведения на базе Ельцин Центра пресс-конференции, посвященной работе с людьми с расстройствами аутического спектра. У фонда в Екатеринбурге были партнеры и дружественные организации, занимающиеся проблемами аутизма. Для них и попросили провести экскурсию. Морально и методологически мы были к этому готовы, поэтому с радостью за это взялись. Фонд помог нам с описанием особенностей детей, которые к нам придут. Мы получили всю необходимую информацию. Они помогли нам с технологиями проведения подобных мероприятий, потому что тут недостаточно составить маршрут экскурсии и решить, о чем будет идти разговор. Невозможно предугадать, как будут развиваться события, надо действовать по ситуации. Кто-то из детей будет готов воспринимать информацию, а кто-то нет, но мы должны быть к этому готовы. Мы решаем на месте, каким образом будет развернут маршрут и какая история будет рассказана. Это связано со спецификой самих расстройств аутического спектра. Такая экскурсия требует подготовки не только специалистов, но и самих детей. Они тяжело воспринимают все новое: любая новая ситуация, любая новая среда вызывают жесточайший стресс. Реакция может быть непредвиденной, вплоть до истерики и обморока. Мы готовим целую «социальную историю», в которой при помощи слайдов прописываем каждый шаг экскурсии: я поднимусь по лестнице, я увижу охранника, я увижу экскурсовода, он может мне задавать вопросы; если я захочу, то могу ответить на них и так далее. Это большая предварительная работа, проведенная нашим научным сотрудником Андреем Шредером. Социальная история была выслана родителям детей, и они готовились по ней к посещению музея. Нам очень помогли и вдохновили лекции профессора Стивена Шора, автора книги «Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера», которые мы посетили в Москве.

Четверо экскурсантов, родители, заинтересованные лица отправились на экскурсию. Маршрут рассчитан на тридцать минут. Пятнадцать минут – релаксация и возможная обратная связь. Темой экскурсии сотрудники образовательного отдела выбрали тезис о том, что президент занят сверхважными делами, он управляет государством, но все-таки он человек – такой же, как мы. Утверждение «такой как мы» экскурсанты восприняли с одобрением. Основываясь на биографии Бориса Ельцина, экскурсовод пояснила, в чем состоит работа президента, из чего складывается его повседневная жизнь. Маршрут стартовал на Президентской площади, где расположена скульптура президента и его награды. Потом группа перешла во «Второй день», где представлен обычный интерьер обычной городской квартиры. Затем в «Первый день», где стоит настоящий московский троллейбус. И снова в «Первый день» – в Мраморный зал Кремля. Затем в президентский кабинет. И лишь потом все вместе – и дети, и сопровождающие – перешли в зал Свободы. Дети расположились в специальных креслах с эффектом объятий, чтобы обсудить свои впечатления и эмоции, а эмоций было уже много. Экскурсовод предложила порисовать. На третьем этаже по маршруту следования были подготовлены зоны сенсорной разгрузки, потому что любые новые звуки могли вызвать сенсорную перегрузку, не говоря уже о визуальной информации, которой музей перегружен. В какой-то момент стало понятно, что юным экскурсантам тяжеловато. Вот тут бы и могла пригодиться зона сенсорной разгрузки: кресла-груши, специальные маты и сухой бассейн с цветными шариками.

Ребята оказались контактными, развитыми, очевидно, что с ними много занимаются, они адаптированы к посещениям общественных мест. Рядом находились родители. Экскурсия выстроилась на основе диалога, вопросы задавала экскурсовод, а дети в свою очередь задавали вопросы ей.

– Я столкнулась с их абсолютно энциклопедическими познаниями, – рассказала Валерия Бармина. – Один из экскурсантов убористым почерком на листе А4 перечислил все троллейбусы серии «В», выпускавшиеся на советском и постсоветском пространстве, их модификации, особенности, напряжение в электропроводах, приводы дверей и руля. Я попросила составить мне техническую справку. Его познания касаются не только троллейбусов, но и автомобилей и, видимо, всего технического. Такие замечательные дети. В скором времени мы надеемся получить обратную связь от родителей. Надо сказать, что и для родителей это был новый опыт. Они – люди благодарные и рады, что на их детей обратили внимание, потому что для них любой выход в свет – в музей или кинотеатр – это событие. Детям все очень понравилось, они выразили это в своих рисунках. Для себя я поняла, что каждый такой ребенок чем-то одарен. Егор, который рассказал мне всё о троллейбусах, оказался знатоком старинного Екатеринбурга. Зная, что многие из этих детей визуалы, мы в зоне сенсорной разгрузки приготовили для них художественные альбомы, энциклопедические издания. Когда Егор открыл альбом Берковича «Старый Екатеринбург», он начал мне рассказывать про каждый особняк, каждую улочку. Поинтересовался, где я живу, и все рассказал про мой дом, назвал этажность и год постройки. Другой молодой человек, Александр, оказался легко идущим на контакт. Он был явно подготовлен и знал много историй из жизни Ельцина. Иван – прирожденный художник, сразу обратил внимание на фреску Эрика Булатова «Свобода» и рассказал мне, как распределены авторские мазки, какие приемы использованы. Он увидел след кисти, сразу определил, что это живопись. Эти дети открыты, доверчивы, доброжелательны. Мы рады, что они стали нашими гостями.

Современный музей – пространство, которое должно быть доступным и понятным любому посетителю, независимо от его предпочтений, взглядов и возможностей. Это означает, что такому музею необходимо создание программ для так называемых «особых посетителей»: людей, выключенных из многих сфер жизни общества из-за особенностей развития, поведения, степени мобильности. Несмотря на то, что подобная деятельность является сегодня «трендом» в работе культурных и образовательных институций, в реальности дело зачастую ограничивается декларациями и формальным подходом. Экскурсия показала, что само общение с «особенным посетителем» требует от специалистов технической и методологической подготовки и предполагает наличие особой внутренней мотивации.

Сейчас сотрудники образовательного отдела музея разрабатывают экскурсию для детей и подростков с синдромом Дауна. Начало положено, сейчас важен анализ прошедших мероприятий и дальнейшее движение вперед. Тем более, что контакты с ассоциациями родителей, школами-интернатами, педагогами-дефектологами уже есть. Установлены партнерские отношения с фондом «Выход», ассоциацией «Особые люди», автономной некоммерческой организацией «Открытый город».

16 марта в музее прошло занятие для детей с диагнозом «олигофрения» из специализированного интерната в городе Березовский. Разновозрастные дети от третьего до девятого класса знакомились с экспозицией. Они прошли тем же маршрутом, остались довольны и изъявили желание прийти в музей еще раз.

В следующий раз экскурсия для детей с расстройствами аутического спектра запланирована на середину мая.