В Перми 12 марта открылась выставка «Долгий путь Конституции», подготовленная Музеем Б.Н. Ельцина.

Открытие состоялось в Пермском академическом «Театр-театре» в рамках VII Международного фестиваля-форума «Пространство режиссуры» и перед пермской премьерой спектакля #конституциярф (режиссер Владимир Гурфинкель). Премьера спектакля прошла в Ельцин Центре в Екатеринбурге 12 декабря 2016 года, ещё раз – 20 февраля, тогда в числе зрителей была писатель Людмила Улицкая.

О выставке «Долгий путь Конституции», которая пробудет в Перми до конца марта, рассказала директор Музея Б.Н. Ельцина Дина Сорокина:

– Цель нашей поездки – участие в большом фестивале «Пространство режиссуры». Фестиваль традиционно собирает театральную публику и всех, кто интересуется театром. В этом году в фестивале приняли участие режиссеры, актеры, театральные критики из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, а также гости из Франции, Болгарии и других стран. Мы представляли наш совместный проект, посвященный Конституции РФ. «Пермская» премьера спектакля прошла на «домашней» «Сцене-Молот». Это как раз та сцена, где выступают те молодые актеры-стажеры, которые задействованы в спектакле. Со своей стороны, мы привезли на выставку ряд экспонатов и медиа-программу, посвященную Конституции РФ. Кстати, это наш первый подобный опыт. Выставка – мини-экспозиция, которая рассказывает о нашем музее и посвящена одной из основных его тем – принятию Конституции РФ в 1993 году. Выставка «Долгий путь Конституции» представляет все варианты Конституции, действовавшие на территории нашей страны. Мы представили Конституцию РСФСР 1918 года, Конституции СССР 1924, 1936, 1977 годов, Конституцию РФ 1993 года. К слову, экземпляр Конституции РФ 1993 года, который мы привезли в Пермь, – подарок Виктора Илюшина.

– То есть миссия выставки и вашей поездки была, в первую очередь, просветительской?

– Конечно. Также мы не могли не рассказать об участии Бориса Николаевича Ельцина в разработке проекта Конституции РФ 1993 года и о тех поправках, которые он вносил. Мы представили титульный лист проекта, который он подписал 8 ноября 1993 года перед всенародным голосованием 12 декабря, и ручку из письменного набора Президента, которой мог быть подписан этот документ. У нас есть фотография Ельцина, на которой это зафиксировано. Для размещения выставки нам выделили небольшое пространство в фойе «Сцены-Молот». Изначально мы хотели представить выставку на девяти экранах, чтобы можно было бы составить о ней полное впечатление, но пространство было ограничено, и нам пришлось это учесть. На будущее же мы рассматриваем размещение выставки в других пространствах, где можно будет по-настоящему развернуться.

– Как восприняли выставку «Долгий путь Конституции» посетители?

– С интересом. Люди подходили к сцене, где мы разместились, чтобы ознакомиться с документами, смотрели нашу медиа-программу и, как у нас и в музее, брали с собой экземпляр Конституции.

– По вашим впечатлениям, людей, которые сегодня погружены в частную жизнь, соцсети, действительно интересуют общие ценности, те константы, на которые опирается общество?

– Конечно, да. Аудитория, которая присутствовала на фестивале – это неравнодушные, социально активные люди. Было приятно видеть лица молодых актеров и режиссеров, которые горят своим делом, отдают себя искусству, культуре. И будущее, безусловно, за этим молодым, ярким, активным поколением.

– Как приняли спектакль #конституциярф в Перми?

– Прекрасно, зал, в котором около 170 мест, был полон. Ощущение от спектакля там складывается иное, нежели в музее. В театре не было нашей воздушности, пространства, купола, с другой стороны, там хорошая акустика и больше театральной специфики. Рядом со мной в зале сидели известные режиссеры из Москвы и Вильнюса, критики, Лев Закс (ректор Гуманитарного университета) и Лариса Барыкина из Екатеринбурга. Было приятно видеть среди зрителей молодых актеров, студентов. Ощущалась мощная энергетика в зале. Высокую оценку спектаклю дали критики из Болгарии, Литвы, Франции, которые оценили проект как перспективный и международный, потому что тема свободы и истории актуальна не только для России.

– Какую смысловую нагрузку несет этот спектакль, который кто-то хвалит, а кто-то, напротив, критикует – мнения разные?

– По поводу критики: ребята-актеры выкладывались полностью, эмоции били через край, поэтому некоторые зрители говорили, что темп был очень высоким и было трудно переключаться. Но, по-моему, это актуальный прием, потому что мы действительно живем в очень быстром темпе. Рефлексия по поводу спектакля появляется уже после него, также после формируется и общее впечатление. Это спектакль о долгом, тяжелом, трудном пути Конституции, история, которая складывается из индивидуальных историй. Те основы свобод, которые заложены в Конституции, принимаются всем нашим многонациональным народом, но с учетом индивидуальности каждого и свободы личности. И это та идея, которую режиссер пытался передать в своей постановке – что из множества «я» складывается «мы» как нация, народ, одна общность. И также из множества отдельных историй, показанных в спектакле, слагается история нашей страны, с акцентом на тяжелейший и трагический ХХ век.

– Планируете ли вы продолжать сотрудничество с пермской стороной?

– Мне очень понравилось работать с режиссером Владимиром Гурфинкелем, Ильей Губиным, автором текста – драматургом Ксенией Гашевой, Ирэной Ярутис, которая занималась оформлением спектакля. Это замечательные люди, горящие своим делом, отдающие себя театру полностью. Мне было интересно соединить статичное музейное выставочное пространство и театр, живущих каждый своей жизнью. Та аура, которая возникла в нашем музее во время показов спектакля, совершенно уникальна. Для музея это был самый крупный экспериментальный проект, который дал нам возможность переосмыслить наше пространство. Мы бы очень хотели продолжить сотрудничество с Пермью.

– Продолжит ли выставка «Долгий путь Конституции» свое путешествие?

– Я думаю, что в течение года мы найдем и другие площадки, где сможем реализовать наш проект. Выставку должны увидеть не только в Екатеринбурге и Перми, но и в других городах.