17 июня в Президентском центре Бориса Ельцина стартовала детская программа, посвященная 80-летию всеми любимой киностудии «Союзмультфильм». Так московский кинотеатр «Пионер» и Ельцин Центр объявили о начале сотрудничества. Первым совместным проектом стало «Лето с детским Пионером». Оно началось с благотворительного показа свежих мультфильмов от начинающих мультипликаторов.
Фонд «Дети России» подарил билеты на просмотр мультфильмов детям из малообеспеченных и многодетных семей. Перед показом друзья Ельцин Центра – аниматоры из «Добрых историй» – устроили в Атриуме праздничную кутерьму: они предлагали юным участникам праздника изобразить героев любимых мультфильмов на специальных листах, оформленных как фрагменты кинопленки. Помогали художникам в этом увлекательном занятии живые ростовые куклы. Затем все рисунки-кадры собрали в одну яркую ленту – получилась замечательная детская выставка.
В полдень в кино-конференц-зале начался показ. Перед детьми выступили устроители праздника: представитель Ельцин Центра Елена Волкова, директор фонда «Дети России» Марина Панфилова и куратор публичных программ кинотеатра «Пионер», поэт, кинокритик Кирилл Адибеков.
Анастасия Лунькова, заместитель директора киностудии, представила новую коллекцию короткометражек «Союзмультфильма»: «Почему исчезли динозавры», «Коровка», «Бегемот и компот», «Муравей и муравьед», «Пык-Пык-Пык».
Абсолютными лидерами симпатий зрителей стали два дебютных мультфильма: «Морошка» Полины Минченок — трогательная история о дружбе девочки и волка, рассказывающая об искренней детской вере в невозможное, и лирическая сказка «Мама цапля» Марины Карповой о болотной цапле, которая выручает деток, потерянных другими животными, и становится для них мудрой, заботливой мамой.
На третьем месте оказалась невероятная история про людоеда Петра Ильича, которого маленькая отважная девочка перевоспитала в композитора – в фильме Натальи Суринович «Даша и людоед».
С небольшим отрывом четвертое место заняла замечательная английская сказка, снятая режиссером Александром Черногоровым, про «Джека-простака», который спас принцессу от икоты, а потом женился на ней.
Замкнул пятерку мультлидеров «Очень одинокий петух» – комедия абсурда для детей и взрослых режиссера Леонида Шмелькова.
На вопрос ведущей, о чем эта поучительная история, ответил только один мальчик из зала, восьмилетний Кирилл. Он сказал: «Не надо дергать за незнакомые веревочки, а то еще и не такое может случиться!»
Родители, сопровождавшие совсем юных зрителей, тоже остались довольны. Еще бы, нечасто нас сегодня балуют отечественными мультфильмами.
Алина Шершнева, мама сразу трех пришедших на праздник юных зрителей:
- Сегодня мы можем увидеть мультики только по телевизору. Но некоторые, откровенно говоря, уже деткам надоели. Когда смотришь один мультсериал полгода, наступает усталость. В интернете иногда ищу мультики, но ведь это я должна сначала сама их посмотреть, а то иногда такие попадаются, что не знаешь потом, как ребенку объяснить. В кинотеатрах дорого. И соблазнов очень много. Придешь на мультик с тремя детьми и оставишь ползарплаты. А сюда мы с удовольствием пришли по приглашению и никаких соблазнов нет.
Мария Гайнуллина, мама двух близнецов, социальный педагог:
– Спасибо всем, кто устроил этот замечательный праздник для детей. Мне всегда очень обидно, когда дети предпочитают голливудские мультики нашим. Мы выросли на замечательных мультфильмах, но и эти новые современные оказались ничуть не хуже, почему они не доходят до нас? На следующий показ, да еще и на Миядзаке, тоже придем, тем более, его будет представлять Антон Долин (кинокритик, радиоведущий и журналист – ред.).
Анастасия Лунькова и Кирилл Адибеков дали короткое интервью для нашего сайта.
– Киностудии «Союзмультфильм» – 80 лет. Кто сегодня из мэтров-мультипликаторов, чьи фильмы мы называем золотым фондом, работает на студии?
– Эдуард Назаров («Жил-был пес», «Мартынко»), Юрий Норштейн («Ежик в тумане», «38 попугаев») и многие другие. Работают, принимают активное участие в жизни студии, входят в худсовет. К мэтрам я бы отнесла еще Михаила Алдашина, хотя это более молодое поколение. Назаров возглавляет худсовет – всего в нем двенадцать человек, они отбирают сюжеты, работают с творческой молодежью, осуществляют фестивальную деятельность, – рассказала Анастасия Лунькова. - Это очень разные люди, у них разные мнения, но какое счастье, что они есть.
– Как сделать так, чтобы «Дашу и людоеда» полюбили так же, как в свое время полюбили «Чебурашку»?
– Сейчас это практически невозможно, отсутствуют централизованные каналы связи со зрителем, – включается в разговор Кирилл Адибеков. – Будь «Даша и людоед» сняты в то время, что и мультфильмы про Чебурашку, вероятно, они имели бы большой успех у зрителя. Сейчас все происходит иначе. Мир перестроился. Изменились системы коммуникаций. В Союзе существовал замечательный тренд: качественное было массовым, массовое – качественным. Больше так не будет. «Маше и медведю» повезло, он попал к зрителю, стал массовым, хотя это не совсем авторское кино. Авторскому кино приходится сложнее. У Леонида Шмелькова (режиссер мультфильма «Очень одинокий петух» - ред.) не может быть массового зрителя. Главное, что надо делать сегодня – это соединять кино со зрителем всеми возможными способами. А дальше время покажет.
– Сегодня серьезной площадкой становится интернет, - уверена Анастасия Лунькова, - но не у всех пока еще есть возможность смотреть мультфильмы там. Поэтому нам нужны такие встречи с нашим зрителем, как сегодня. Мы очень надеемся на них. Необходимо расширять площадки, налаживать отношения с телевидением. Но все не так уж грустно, на самом деле, динамика положительная. Какое-то время назад не было российской анимации. В 90-е не снимались мультфильмы. Был уничтожен прокат. Поэтому долгое некоторое время зритель и анимация существовали отдельно. «Маша и медведь» прорвались к зрителю. Сегодня уже много сериалов для +6, +8, +10. Пока нам нечем порадовать зрителей среднего, подросткового возраста. Полный провал во взрослой анимации, а между тем, если вы помните, в Советском Союзе это был отдельный, очень качественный жанр.
– Раз уж мы заговорили о «Маше и медведе». В мультфильме есть вещи неоднозначные, про которые мы не можем уверенно сказать, как они отложатся в головах наших детей.
– Существует множество полярных мнений. Кто-то его воспринимает и понимает. Кто-то считает вредным и считает, что это нельзя показывать детям, – говорит Анастасия Лунькова. - Думаю, что у каждого фильма есть свой зритель. Анимация же не только для детей, она и для взрослых. И хотя режиссура сегодня молодеет, но делают анимацию достаточно взрослые люди. Они безусловно думают о детях, но они так же адресуют кино и взрослым, а в результате каждый находит что-то для себя. Происходит диалог поколений вокруг одних и тех же событий, вокруг одних и тех же историй. «Маша и медведь» это такой фильм, за который ты можешь усадить ребенка и заниматься своими делами. Авторские короткометражки, которые мы смотрели сегодня, нужно смотреть вместе детям и родителям, они для этого хороши.
– Кинотеатры заполнены зарубежной полнометражной анимацией. Как обстоят дела с российским полным метром?
– Чтобы снять полнометражное кино, необходимо три-четыре года. Это вопрос количества и объемов производства, которые пока еще в России очень небольшие. Пять лет назад мы выпускали один полнометражный фильм в год. В прошлом году мы выпустили семь фильмов. Не все они дошли до широкого зрителя. С этим есть определенные сложности, но уже появляются и серии, и персонажи, и новые фильмы. Еще недавно анимации не хватало не только финансирования. Режиссеров не было, и аниматоров было недостаточно. Сейчас все это набирает обороты. Но я не стала бы говорить о конкуренции. Наши фильмы органично соседствуют с диснеевскими фильмами. Это не вопрос денег. Это вопрос выстроенной индустрии – от создания сценария до проката. Наша анимация включается в мировую историю. Сегодня она финансируется государством – и авторские короткометражки, и полный метр. Особенно сейчас, в Год кино, государство помогает. Появилось, как в прежние времена, невозвратное финансирование – оно, конечно, дает больше творческой свободы. Интерес к кино огромен. Сегодня анимацию показывают на самых разных площадках – в библиотеках, клубах, кинотеатрах.
– Многие родители, выходя из зрительного зала, говорили, что кино им понравилось, оно замечательное, но где его можно посмотреть?
– Подходить ответственно – анализировать медийное пространство, следить за афишей, читать новости различных анимационных фестивалей, - советует Анастасия Лунькова. – Очень многие фестивали прокатывают свои программы по стране, надо только вовремя увидеть их афишу. Потом фестивальное кино появляется в интернете и можно смотреть его там. Есть анимационный канал на «Ютубе». То, что мы показывали сегодня, это совсем новое кино, его еще нет в интернете. Сегодня у нас был премьерный показ.
– Необходимо искать точки входа, – подключается к беседе Кирилл Адибеков. – Сегодня очень важно найти медиатора, которому доверяешь. Информационное поле огромно. Оно насыщенно. И, в отличие от нашего далекого прошлого, нам есть из чего выбирать. Наша программа является таким медиатором, которому доверяют родители. Если доверие завоевано, значит, точка входа найдена, а дальше, как говорится, следите за нашей афишей – кинотеатра «Пионер», площадкой Ельцин Центра. Вам покажут то, что достойно вашего внимания.
Программа «Лето с Детским Пионером» продолжится. Детей и родителей ждут лекции и кинопоказы. Они встретятся с кинокритиком Антоном Долиным, популяризатором науки Ильей Колмановским, режиссером Гарри Бардиным и новыми персонажами, созданными мультипликаторами киностудии «Союзмультфильм».