Впервые лучшие пьесы «Любимовки»-2016 прозвучали в Екатеринбурге. Работы, читка которых прошла в Ельцин Центре в рамках проекта Театральная платформа «В Центре», были выбраны театральными критиками. Это «Черная коробка» (автор Павел Пряжко), «Спойлеры» (автор Мария Огнева), «Неодушевленная Галина номер два» (автор Олег Колосов).

Каждая из прочитанных пьес – своего рода батискаф, с помощью которого зритель мог погрузиться в глубины российской действительности и подсознание авторов. После читок состоялось обсуждение современных театральных тенденций.

Для поклонников современного театра не секрет, что, если хочешь узнать, чем дышит «новая драма» и что волнует молодых российских драматургов, стоит съездить на фестиваль «Любимовка».

Фестиваль любим и авторами-дебютантами, и критиками, и, конечно, ищущими таланты режиссерами. Вообще же этому популярному фестивалю, у истоков которого стояли такие именитые драматурги и театроведы, как Михаил Рощин, Алексей Казанцев, Виктор Славкин, Владимир Гуркин и Юрий Рыбаков, «стукнуло» уже 27 лет. За этот немалый срок «Любимовка» стала своего рода «кузницей российской драматургии». Братья Пресняковы, Иван Вырыпаев, Павел Пряжко, Юрий Клавдиев, Вячеслав и Михаил Дурненковы, Ярослава Пулинович – вот далеко не полный список успешных «питомцев» «Любимовки».

– В Россию пришел европейский театр, театр постдраматический, в котором текст – это элемент действа, – говорит театровед, критик, арт-директор Театрального центра им. Мейерхольда (Москва) Елена Ковальская. – Мы можем говорить о полисенсорном театре, общение со зрителями сегодня происходит на уровне энергий.

О сотрудничестве Ельцин Центра с «Любимовкой» рассказала Наталья Санникова, руководитель Театральной платформы «В Центре»:

– Мы пригласили в Ельцин Центр фестиваль, в котором участвуют драматурги, ищущие новый язык, новые формы, соответствующие сегодняшнему дню, нашей действительности. Представленные пьесы созданы молодыми авторами, которые видят, что происходит за окном, чувствуют современные реалии, способны найти адекватный способ выражения этого. Мы реализовали пилотный проект с «Любимовкой» впервые. Проект оказался удачным: московские критики и отборщики фестиваля «Любимовка» в один голос констатировали, что читка «Черной коробки» Павла Пряжко в Екатеринбурге оказалась лучшей из всех читок этой пьесы. И способ подачи был правильным, и режиссеры почувствовали текст. Это пьеса о серой действительности, безвременье, сюжет разворачивается в неизвестном году, непонятно, когда происходит действие – вчера или сегодня. Это мироощущение почувствовали режиссеры Дмитрий Зимин и Александр Кудряшов.

– Примечательно, что язык новой драматургии – не книжный, он очень реалистичен. Это действительно язык эпохи?

– Непростой вопрос. Отчасти да, – отвечает Наталья Санникова. – Для читок были отобраны три совершенно разные пьесы. Их авторы улавливают определенный аспект сегодняшнего дня. Павел Пряжко – философ. Мария Огнева выразила ощущение дробления, измельчания чувств, которые транслируются через интернет. Олег Колосов передал в своей пьесе некоммуникабельность современного человека, его закрытость. У каждой пьесы – свой язык.

– Как оценивают читки в Ельцин Центре их участники и организаторы? Комфортно ли было авторам пьес в пространстве Ельцин Центра?

– Все участники действа остались довольны. «Любимовцам» очень понравились наши режиссеры, пришлось по душе и место читки. К примеру, для Павла Пряжко пространство было идеальным. Жалюзи, приглушающие свет, отсутствие прожекторов вполне соответствовали атмосфере пьесы. К слову, мы продолжаем развивать отношения с «Любимовкой», планируем приглашать авторов и в дальнейшем.

– Чем интересна «Любимовка»?

– Это уникальная стартовая площадка для драматургов, где проходят читки пьес. Тот же Павел Пряжко впервые прозвучал именно на «Любимовке», а потом стал известен. Там же начинали Ярослава Пулинович, братья Пресняковы. Туда приезжают режиссеры в поиске новых авторов. За творчеством победителей «Любимовки» потом следят специалисты.

– Современный театр испытывает дефицит новых имен, как, например, проза, или напротив – перегружен пьесами?

– В театре сегодня происходит бурление. Стали известными драматургами Ирина Васьковская, Валерий Шергин, Ярослава Пулинович, Светлана Баженова, Павел Пряжко, Наталья Ворожбит и многие другие. Драматурги Мария Огнева и Олег Колосов появились совсем недавно, около года назад. Знаю о фестивале не понаслышке – я была отборщиком на «Любимовке».

– Чем вас заинтересовал этот фестиваль и меняется ли он со временем?

– На «Любимовке» представляют пьесы о том, что происходит рядом с нами, совсем близко. Меняется эпоха – меняется драма. Несколько лет назад на слуху было брутальное поколение драматургов, которые писали жесткие пьесы. Сегодня же пришло поколение интеллигентное, тональность пьес изменилась, стала мягче.