Ельцин Центр в Екатеринбурге совместно с образовательным порталом «Твоя история» 20 октября открывают авторский курс открытых уроков по истории России: «Политическая история России в ХХ веке». Автор курса – известный российский историк Леонид Кацва.

Первый урок «Внутренняя политика и общественное движение в России в годы Первой русской революции и в период третьеиюньской монархии» состоится 20 октября 2016 в 16:00.

Леонид Александрович − преподаватель московской гимназии, автор учебников и пособий по истории России. Лауреат премии мэрии Москвы в области образования, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2010 года. Всего в курсе девять уроков, тема первого открытого урока – «Внутренняя политика и общественное движение в России в годы Первой русской революции и в период третьеиюньской монархии».

Леонид Кацва на Острове 90-х в Екатеринбурге

Фото Игоря Брука

О том, как сегодня преподается история в школе и шире – каково в обществе отношение к историческому знанию вообще, Леонид Кацва рассказал сайту Ельцин Центра.

Какую аудиторию вы хотели бы видеть на этих лекциях?

− Прежде всего старшеклассников и вообще просто людей, которые интересуются историей предыдущего столетия.

А учителей, преподавателей?

− Преподавателей вузов − скорей нет, чем да. Школьных учителей – скорее да, чем нет, потому что лекции обращены к их ученикам, и соответственно к ним тоже.

В чем злободневность, актуальность политической истории России минувшего века?

− Все, что происходит в нашей стране сегодня и происходило в предыдущие годы, как мне кажется, основано на ближайшей предыстории. И посмотреть, каковы были взаимоотношения власти и общества на протяжении того столетия, которое включает в себя и революцию, и длительное существование советского строя и появление постсоветской России, просто очень интересно.

Разве не все сказано, не все исследовано, прояснено?

− Все никогда не бывает исследовано, все никогда не бывает прояснено, иначе бы наука не развивалась. Я не ставлю перед собой такой глобальной задачи в этих лекциях − исследовать что-то новое. Это попытка дать школьникам более-менее целостный взгляд на эпоху, продемонстрировать внутреннюю логику развития. Мне кажется, что в дополнение к школьному курсу это бывает полезно. Лекции имеют задачу целостного обзора. Будем говорить прямо, к сожалению или к счастью, но специальные монографии читают в основном специалисты.

Как вы думаете, интерес к отечественной истории сейчас на подъеме? Или иначе оцениваете ситуацию?

− Сложный вопрос. С одной стороны, если посмотреть на интернет, то там большое количество групп, обсуждающих те или иные проблемы истории. Другой вопрос, что подавляющее большинство этих групп носят откровенно дилетантский характер, причем воинствующе дилетантский характер. Очень много того, что историки называют между собой folk history, то бишь страсти к разного рода псевдосенсациям. А реальное представление о том, как развивалась история нашей страны в течение этого столетия, – его не так много. Растет ли сейчас интерес? Мне кажется, он стал снова возрастать. Насколько он квалифицированный – тут мне сказать сложнее.

Он противоречивый?

− Противоречивый, потому что с одной стороны − это страсть к героическим страницам, с другой – совершенно неожиданная для меня страсть к конструированным сенсациям, которые подрывают все традиционные (справедливые или несправедливые) представления о прошлом. Эта страсть у псевдоисторических групп свидетельствует, что такой интерес довольно поверхностный.

Как вы оцениваете уровень преподавания отечественной истории в школах и вузах?

− Про вузы ничего сказать не возьмусь, потому что от этой сферы я достаточно далек. Если говорить о школах, то лучше говорить не об уровне преподавания, а об уровне знаний. Уровень знаний очень низкий и вызван целым рядом причин. Это и сокращение объема нагрузки по истории, и тем, что долгие годы в наших школах была так называемая концентрическая система, когда приходилось не только очень торопиться, но и давать детям темы, которые не соответствовали уровню их возрастных познавательных интересов. Это не все причины. В советское время была внутренняя непротиворечивая картина отечественной истории, она была далека от реальности, сугубо схематична, но ее достаточно легко было выучить. Когда господствующая идеология рухнула, и историю стали преподавать не как набор идеологических штампов, а все-таки более или менее основу наук, оказалось, что к этому плохо подготовлены и наши учителя, не готова школа как система. В результате все распалось.

Кроме того, есть еще причина. Она связана не с историей, а с ситуацией в школе вообще, независимо от предмета. Сегодня школьная мотивация к учению невысока, особенно в старших классах, поскольку единственный мотив, который преобладает – сдать экзамен по минимальному набору предметов, необходимых для поступления в вуз, и поступить. На все остальное, что не нужно сдавать в качестве вступительного экзамена, дети не обращают внимания. В свое время с этим пытались бороться путем введения среднего балла аттестата. Та система оказалась еще более вредной. Когда ее в 1984 году отменили, мотивация к политехническому знанию стала снижаться, снижается и сегодня.

Я знаю, сейчас предлагается такое новшество, как федеральные контрольные по всем предметам. Результативность, мне кажется, будет невысока, потому что до тех пор, пока аттестат о среднем образовании будет рассматриваться не как право, которого надо добиться трудом, а как бумажка, которую выдают всем, до тех пор мотивации в школе не будет.

Нужен ли единый учебник по истории?

− Единый учебник по истории не нужен. Вредная затея. Она, во-первых, вредна потому, что эта попытка внедрить в школу единую идеологию. А единая идеология у нас даже по Конституции запрещена. Кроме того, эта затея вредна потому, что вынуждает в разных школах с разными контингентами детей и разных по своим характерам, методикам и темпераментам учителей работать если по не одной книге, то по сходным книгам. А разным детям, разным школам и разным учителям нужны разные книги.

Насколько оправдан градус полемики о недопустимости фальсификации истории?

− Фальсификация истории – вещь конечно абсолютно недопустимая. Беда в том, что очень часто у нас фальсификацией историей называют как раз то, что ею не является, а противники фальсификации выступают как фальсификаторы. Такое получается сплошь и рядом, начиная с исследований о Великой Отечественной войне или революции, и даже истории ХV-ХVI веков.

ПРОГРАММА КУРСА

1. Внутренняя политика и общественное движение в России в годы Первой русской революции и в период третьеиюньской монархии

2. Внутриполитическая борьба в ходе революции 1917 года

3. Внутренняя политика Советской России в период Гражданской войны и в 20-е годы

4. СССР в 30-х годах: торжество сталинизма

5. Внутренняя политика второй половины 40-х годов

6. Внутриполитическая жизнь СССР в период оттепели

7. Внутриполитическая жизнь СССР в период застоя. Движение инакомыслия.

8. Перестройка в СССР. Перемены в политической и идеологической жизни страны

9. 90-е − годы становления новой России

Уроки будут проходить один раз в месяц в Ельцин Центра по четвергам. Всем слушателям будут выданы необычные зачетки − альбомы для уникальных наклеек, которые будут раздаваться на каждой лекции. Тот, кто соберет все наклейки, не останется без приятного поощрения.

Перейти к заказу билетов

Образовательный портал «Твоя история» www.history4you.ru

интерактивный образовательный проект фонда «Уроки девяностых», с помощью которого можно изучать историю не только по учебникам, но и используя современные средства образования: мультимедиа, интерактивные компоненты и возможность дистанционного обучения.