В Музее первого президента России Бориса Ельцина очередная громкая премьера. 12 декабря в День Конституции Пермский академический Театр-Театр представит постановку Владимира Гурфинкеля #конституциярф. Пьеса написана специально для исполнения в Музее. Не первый раз экспозиция «7 дней» становится масштабной декорацией к театральному спектаклю.
Купить билеты на 12 декабря
Купить билеты на 13 декабря
Спектакль Владимира Гурфинкеля – это не чтение нормативно-правового акта вслух, это взгляд на документ сквозь призму истории российского государства. В пьесе, созданной Ксенией Гашевой специально для постановки в Музее первого президента России Бориса Ельцина, соединены цитаты из воспоминаний, писем и произведений Александра Пушкина и Александра Блока, Светланы Алексиевич и Дмитрия Лихачева, Анатолия Собчака и Галины Вишневской, Николая Гоголя и Людмилы Улицкой, сводкок РИА Новости и текста самой Конституции Российской Федерации. История страны становится местом действия нового спектакля.
Постановка представит основной закон России через истории и судьбы людей, а судьбу государства – через тексты разных эпох.
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации – одна из самых новых и самых либеральных из действующих сейчас основных законов государств.
Пермский академический Театр-Театр – ведущее учреждение культуры Прикамья. Неоднократный обладатель престижных театральных премий, среди которых «Золотая маска».
В спектакле занята стажерская группа Театра-Театра, самые молодые артисты труппы.
Проект «Сцена-Молот», где состоится пермская премьера спектакля «#конституциярф», открылся 11 декабря 2009 года на базе малого зала Театра-Театра. «Сцена-Молот» ориентирована на экспериментальные постановки. Сегодня за репертуар «Сцены-Молот» отвечает главный режиссер Театра-Театра Владимир Гурфинкель. Чем интересен проект? Как его восприняли молодые артисты? На эти и другие вопросы в интервью Ельцин Центру ответил Владимир Гурфинкель, который приехал в Екатеринбург в рамках подготовки премьеры #конституциярф.
– Что заставило вас обратиться к теме конституции?
– Наша конституция, когда я ее читаю, представляется мне мечтой о справедливости. Конституция – это наша надежда на счастье. Когда я читаю этот документ, я так хочу, чтобы мои дети и правнуки жили в реализованной конституции. Мне казалось правильным, чтобы этот проект делали молодые люди. Вчерашние студенты, а нынешнее стажеры театра должны мечтать о будущем, познавая прошлое и осознавая себя в настоящем. У нас вообще большая программа: мы работаем над конституцией, мы уже выпустили спектакль по трем из десяти заповедей, и мы будем работать над всеми великими текстами, которые делают человека личностью, гражданином. Когда-то гражданская лирика была у Пушкина, а сейчас наша гражданская лирика – это конституция.
Расскажу вам одну историю. В 1913 году британцы поняли, что здание Вестминстерского аббатства разрушается. Главным несущим элементом были дубовые балки длиной более 20 метров. Такие дубы – это большая редкость. Один из организаторов реконструкции отыскал документ XIV века. В нем было сказано, у какого хозяина, в каком графстве были куплены эти 60 дубов. Поехали туда и нашли ту самую семью, хотя история с аббатством произошла 570 лет назад. Выяснилось, что каждый раз, когда дубы выкорчевывают, самый старый член фамилии распоряжается посадить новые деревья. Поэтому дубы растут до сих пор.
Как же надо верить в свою страну, в незыблемость законов и традиций, чтобы из поколения в поколение передавать дубовую рощу в надежде на то, что через какие-нибудь 570 лет твой потомок вырастит и продаст дубовую рощу! И посадит новую. Вы понимаете? Как сделать так, чтобы у нас хоть что-нибудь было незыблемо?
Я очень хочу, чтобы наша конституция имела одну поправку в 100 лет, а лучше в 200.
– Как ваши стажеры восприняли материал?
– Они стараются его понять и почувствовать. Своих студентов я воспитывал гражданами. Как еще можно вырастить личность? Обучить актерским навыкам ничего не стоит. Ну, год, ну, полтора. Но я же их мучаю четыре года. Ради чего? Чтобы сформировать личность, чтобы они имели собственное «Я». Люди должны быть ответственными, они должны иметь мировоззрение. Когда на сцену выходит великий артист, мы всегда понимаем степень его сопричастности тому, о чем он говорит. Вот почему мы так тоскуем о больших артистах, которых уже нет с нами, об Ульянове, Папанове, Смоктуновском. Почему? Они были личностями. Воевали, раненые-перераненные, все они видели смерть в лицо, и осознавали, что такое жизнь.
Я – антимилитарист, но понимаю, как война формирует мировоззрение. Прошедшие войну художники стали большими личностями. Есть события, которые могут создать только личности.
Ельцин в 1991 году подарил нам мирный импульс такой силы, что у нас просто не могла родиться конституция напуганных чиновников. У нас родилась конституция мощных личностей.
– Ваши актеры еще очень молоды, позволяет ли их молодость понимать все, о чем вы говорите?
– Их молодость ничего не говорит об их образованности. Есть образованность души. Многое можно пережить, прочитав правильную книгу. Прошлой зимой я решил проехать по всей стране и собрать самых талантливых. В марте посетил 84 дипломных спектакля, 23 раза сев в самолет. В апреле – столько же, и собрал, на мой взгляд, самых интересных. В спектакле задействовано 11 стажеров и 9 моих студентов. Это лучшие. Как они поняли, приходите на премьеру, увидите сами.
Запись радиообращения президента РФ Бориса Ельцина по случаю 5-летия Конституции РФ (1998)
Премьера спектакля #конституциярф состоится в залах Музея первого президента России Б.Н. Ельцина в День Конституции Российской Федерации 12 декабря, повтор - 13 декабря.