Режиссер Константин Райкин, народный артист России и художественный руководитель театра «Сатирикон» 3 марта посетил Ельцин Центр и Музей первого президента России Б.Н. Ельцина.
– Музей сделан очень правдиво, современно, профессионально, – поделился своими впечатлениями Константин Райкин, – и довольно нетипично для нашей страны. Он мне напомнил лучшее из того, что я видел за рубежом, в «продвинутых» в музейном отношении странах. Например, в Британии. Как-то они умеют это делать, когда музей не похож на музей в нашем отечественном понимании. Не собрание пыльных предметов, от которого становится скучно, а нечто затягивающее, погружающее.
Все так композиционно выстроено, психологически продумано, что заинтересовывает и держит тебя, не отпускает, словно это такое театральное действие. Мне нравится эта подвижность, она закручивает тебя в водоворот интереса, и это очень здорово.
Но это как раз – во-вторых. А во-первых – когда ты слышишь слова «свобода», «конституция», то понимаешь, что это те идеалы, которым служил Борис Николаевич, редкой порядочности и честности человек. При всех ошибках, которые он возможно допускал, я считаю его для России человеком выдающимся.
Сейчас мы утратили многое из завоеванного. Я давно живу, мне есть с чем сравнивать. Я ничего не забываю, как и положено человеку, который обладает памятью. Поэтому, мне кажется, этот музей и этот президентский центр имеют высоконравственное, политическое и духовное значение. Мы должны объяснять уроки истории новым поколениям, не знающим истории, не читающим книги. Иначе те, кого мы растим, превратятся в плотоядных животных, с которыми можно делать все что угодно.
Агрессивность внутри страны, нетерпимость к чужому мнению, обиды, кликушество – это для определенного количества людей почти норма жизни. Это мы тоже проходили по истории. Такие невеселые тревожные мысли меня сейчас одолевают в этом месте, которое кажется мне замечательным. И город, как часть экспозиции. Я родился в Ленинграде – я это очень хорошо чувствую. Наши города одновременно – и великие, и ужасные. Сначала убиваем, потом ставим Храмы-на-Крови, а потом забываем, зачем они стоят. Ходим туда и не понимаем, какое страшное злодеяние здесь произошло. Будто бы это место гламурное: люди заходят туда без глубоких мыслей на лице и часто не отдают себе отчета, по поводу чего это поставлено. Мой родной город причастен не только к великим подвигам и победам, но и к постыдным, кровавым постановлениям и делам, травле и изгнанию из страны лучших людей. Их именами мы потом называем площади. Ставим им памятники. Мы все тот же глупый народ, который совершает одни и те же ошибки. Мы все причастны к этому, а покаяние исходило только от одного человека, который впервые сказал народу: «Простите!»
Это «простите» должно стать внутренним знаком, паролем для целого народа. Есть огромное желание – не повторять прошлых ошибок, стать другими, ужаснуться самим себе и измениться.
Это хорошее место. Сюда приходишь и очищаешься, восстанавливаешь основы жизни, идеалы. С них счищается пыль и грязь. Мы вроде и жили в это время, но что-то замутняется, засоряется, и важно прийти очиститься, проделать эту духовную работу, чтобы картина мира была правильной.
После экскурсии Константин Райкин оставил в Книге отзывов музея несколько слов:
"Большое впечатление... О многом задумываешься и проникаешься ещё и ещё раз огромным уважением к этому уникальному человеку и тревогой и горечью за сегодняшние, нынешние времена нашей страны... тяжёлые, горькие раздумья..."
В Архиве Президентского центр Б.Н. Ельцина есть оцифрованная копия Указа Президента от 8 декабря 1992 года № 1548 «О присвоении почетного звания «Народный артист Российской Федерации» Райкину К.А.»