В Ельцин Центре в Екатеринбурге 27 августа пройдет Ночь российского кино. В кино-конференц-зале покажут фильмы 90-х: «Хрусталев, машину!», «Изыди!» и «Тоталитарный роман».
Кино 90-х принято называть «кооперативным», ругать за «чернуху». Но это не совсем так – уже потому, что в этот период состоялось творчество Алексея Балабанова, свои лучшие фильмы сняли Александр Сокуров, Павел Лунгин, Валерий Тодоровский и Владимир Хотиненко, а массовый зритель, помимо балабановского «Брата», получил в «вечное пользование» такие хиты кинематографа, как «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина, «Окно в Париж» Юрия Мамина или «Мама, не горюй» Максима Пежемского.
Вместо налаженных путей советского кинематографа (подцензурного, но на сто процентов финансируемого государством) кинотворцы нового времени получили невиданную конкуренцию с всевозможными формами досуга и мировым владычеством Голливуда; развал советской системы кинопроката и появление на ее месте – уже исключительно на частной основе – технологически новых кинозалов (в которые российское кино стали пускать весьма неохотно); молодое поколение зрителей, для которого отечественное во всех его проявлениях перестало быть приоритетным – уже в силу того, что вышло это поколение из мутной пены хлынувшего в страну с началом перестройки многообразного и свободного от всякой цензуры видео.
Все это – очевидные исторические реалии, в которых настоящий художник должен был не просто выжить физически (да еще в таком затратном искусстве, как кинематограф), но и ощутить свое новое предназначение. Возродить, если угодно, разорванную связь времен, что в эпоху глобальных перемен оказалось по силам далеко не всем.
Рубеж 80-х и 90-х – это засилье в кино «шальных» денег и таких же неофитов, бешено кинувшихся воплощать свою кинематографическую мечту (профессионалы в эти годы оказались заметно оттертыми от кинопроцесса). Середина десятилетия – череда экономических кризисов, когда кинематограф в лучшем случае поддерживало государство. Конец 90-х – время, в которое стало очевидным, что отечественное кино уже никогда не возродит былой статус «важнейшего из искусств», зато может стать естественной частью большой европейской кинематографии. Что и подтвердили в эти годы международные успехи Алексея Германа, Никиты Михалкова, Гарри Бардина, того же Александра Сокурова, а чуть позже Андрея Звягинцева.
В любом случае масштабный разговор о кино 90-х еще впереди, а сегодня мы можем оценить масштаб новых смыслов, которые несли в себе лучшие фильмы этого времени. Хорошо или плохо «прочитали» эти смыслы современники – вопрос открытый.
Некоторые из тех фильмов будут показаны в Ельцин Центре в Екатеринбурге в Ночь кино – фильмы, в которых режиссеры обратились к прошлому, чтобы лучше понять настоящее.
Программа «Кино 90-х. В поисках утраченного прошлого»
27 августа
15.00 – фильм «Хрусталев, машину!», 1998, реж. А. Герман (КУПИТЬ БИЛЕТ)
Представляет автор сценария, вдова Алексея Германа Светлана Кармалита.
18.00 – фильм «Изыди!», 1991, реж. Д. Астрахан (КУПИТЬ БИЛЕТ)
Представляют актер Владимир Кабалин (Екатеринбург), композитор Александр Пантыкин (Екатеринбург)
20.00 – фильм «Тоталитарный роман», 1998, реж. В. Сорокин (КУПИТЬ БИЛЕТ)
Представляет актриса, исполнительница главной роли Галина Бокашевская.
Ведет программу киновед Вячеслав Шмыров.
Кино-конференц-зал
Цена билета:
300 руб. – на один фильм.
500 руб. – абонемент на все фильмы.
Билеты продаются онлайн на Weburg.net, а также в Городских зрелищных кассах.
В Ельцин Центре билеты можно приобрести в коворкинге на 3 этаже.
3 и 4 сентября в Ельцин Центре состоятся творческие встречи с режиссёром Гарри Бардиным. Он покажет свои знаменитые мультфильмы (в том числе «Гадкий утёнок») и новую работу «Слушая Бетховена».