Изучаем историю с музеем

17 мая 2023 г.Татьяна Филиппова
Изучаем историю с музеем

В Екатеринбурге в зале Свободы Музея первого президента России 25 апреля состоялась защита итоговых проектов учащихся гимназии № 45. Школьники участвовали в совместном проекте обучения между гимназией и Музеем Бориса Ельцина.

Перед десятиклассниками стояла непростая задача: создать проект, который либо дополнял бы экспозицию музея, либо представлял собой готовый музейный продукт. Созданию проектов предшествовала большая образовательная программа. Помимо тематических экскурсий по музею, сотрудники отдела музейной педагогики провели семинары, обучающие основам создания экскурсий и виртуальных музейных продуктов.

Сорок восемь гимназистов разделились на семь групп. Каждая команда выбрала для себя наиболее интересную тему, начиная от экономики и истории XX века и заканчивая историей повседневности и кинематографа.

Участники проекта отметили, что музейные занятия помогли им не только создать собственные проекты в музейной сфере, но и расширить знания по истории XX века, что перекликается с их школьной программой. Принимали и оценивали проекты директор музея Анна Бородулина, руководитель отдела музейной педагогики Екатерина Трапезникова и куратор проекта Анастасия Холманских. Гимназисты подготовили презентации, которые представили одноклассникам, педагогам и тем, кто пришёл за них поболеть. Среди представленных проектов жюри отметило лучший дизайн проекта, лучшее практическое решение, лучшее исследование и лучший digital-проект — всего четыре номинации.

Номинация «Лучший дизайн проекта» досталась группе, которая представляла работу «История кино XX века в СССР». Они разработали критерии отбора, проанализировали свой выбор и в результате создали считываемый через QR-код лонгрид, который дополняет экспозицию. Материалом исследования для них послужила экспозиция «Лабиринта истории ХХ века», где в качестве иллюстративного материала представлено много фильмов отечественного кино.

— Внутри лонгрида все материалы приобрели общую форму. Теперь они образуют единую картину, отражают весь наш труд и объединяют его в цельный медийный продукт, — подчеркнули гимназисты во время презентации.

Отечественную историю они представили кадрами из следующих культовых фильмов советского периода: «Мать» Глеба Панфилова, «Весёлые ребята» Григория Александрова, «Трактористы» Ивана Пырьева, «Путёвка в жизнь» Николая Экка, «Повесть о настоящем человеке» Александра Столпера, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «На войне как на войне» Виктора Трегубовича, «Аты-баты, шли солдаты» Леонида Быкова, «Битва за Москву» Юрия Озерова, «Большая семья» Иосифа Хейфица, «Высота» Александра Зархи, «Девчата» Юрия Чулюкина, «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, «Девять дней одного года» Михаила Ромма и «Июльский дождь» Марлена Хуциева.

Номинацию «Лучшее практическое решение» получила работа «Трансформация экономики России в конце 1980-х — начале 1990-х гг.». Она выполнена в виде квиз-игры, или викторины, где в течение нескольких раундов, следуя от простых вопросов к более сложным, игроки не только демонстрируют уровень собственной осведомлённости, но и приобретают в виде игрынеобходимые знания о конкретном периоде истории.

Три раунда. Каждый по семь вопросов, от простых к сложным. За каждый ответ игроки получают определённое количество баллов. Например: какие продукты были в дефиците в СССР? Или: назовите авторов программы перехода к рыночной экономике «500 дней». В каком году началась перестройка? Когда появились кооперативы? Что такое фарцовка? Для чего были нужны талоны и приватизационные чеки?

Игра была предложена одноклассникам и вызвала неподдельный интерес с их стороны. Она может быть необходима для закрепления материала после посещения музея. И наоборот, может предварять посещение музея, чтобы сформировать уровень заинтересованности.

Номинацию «Лучшее исследование» получила работа «Отношения между И. Сталиным, Л. Каменевым и Л. Троцким. Борьба за власть». Это точечная экскурсия, информационно дополняющая экспозицию «Лабиринта истории ХХ века». Гимназисты поставили перед собой задачи: изучить биографии вождей, события периода внутрипартийной борьбы 1920 - 1930-х гг., познакомиться с экспозицией «Лабиринта истории ХХ века» Музея Бориса Ельцина, выбрать экспонаты и материалы для создания собственной экскурсии, а также составить технологическую карту экскурсии, как это и полагается в музейной практике.

Свою презентацию они проиллюстрировали экспонатами музея. Это глубокое историческое исследование, затрагивающие такие темы и разделы музея, как революция, Гражданская война, НЭП, коллективизация, индустриализация, политические репрессии и Великая Отечественная война. Отчасти исследование выходит за рамки школьной программы, но при этом очевидным образом усиливает качество школьных знаний.

Номинацию «Лучший digital-проект» получила работа гимназистов «Быт и повседневность СССР 1924–1999 гг. Создание аудиогида на платформе IZI.travel» — экскурсия по Музею Бориса Ельцина, которая поможет посетителям увидеть экспозицию в новом ракурсе. Чтобы создать свой экскурсионный продукт, гимназисты тщательно осмотрели экспозицию музея, исследовали литературу о бытовой сфере жизни советских людей. С помощью изучения, наблюдения, фотографирования и работы в архивах, подвергая источники анализу и систематизации, команда создала проект для размещения на платформе IZI.travel.

Все номинанты получили специальные сертификаты от Музея Бориса Ельцина, который всегда открыт к сотрудничеству с учебными заведениями.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.