В Ельцин Центре в Екатеринбурге 19 апреля лекцию на тему «Интернет вещей» прочитал Никита Юрьев – инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив. Встреча прошла в рамках проекта «Интеллекции».

«Интернет вещей» – модный тренд современности. Это сеть, объединяющая объекты, в числе которых может быть домашняя бытовая техника, промышленные станки и роботы, транспорт, чипы для животных и импланты в теле человека. «Интернет вещей» позволяет осуществлять операции без непосредственного участия людей. «Интернет вещей» доказал целесообразность своего использования в менеджменте, промышленности, мониторинге окружающей среды, медиа, управлении энергией, медицине, строительстве, транспорте. Так, датчики, установленные на двигателях самолетов, позволяют следить за ними в режиме реального времени и осуществлять ремонт еще до того, как двигатель испортится. Умный дом основателя Facebook Марка Цукерберга может управлять светом, отоплением, включать и выключать музыку, различает голоса членов семьи. Умные холодильники могут следить за наличием и даже свежестью продуктов. К 2020 году, по прогнозам, интернет вещей будет включать 20-50 млрд. объектов, стоимость этого рынка достигнет 7 трлн. долларов.

– Интернет пришел в жизнь почти каждого человека. При этом стоимость датчиков и прочих электронных компонентов падает примерно на 14 процентов в год, – рассказал Никита Юрьев. – Какое бы устройство ни придумал разработчик, он сможет его протестировать на клиентах. Проблема интернета вещей – в отсутствии единого протокола, который подразумевает, что устройства «говорят на одном языке». Датчики дома, видеокамеры и прочее используют разные форматы, которые непросто свести воедино. Вторая проблема – безопасность. Хакеры рассказывают, что находят доступ к промышленным объектам и даже к системам управления ядерными электростанциями. Важно также учесть, что все информационные каналы должны быть закрыты, а данные зашифрованы. Третья сложность – к 2020 году в мире будет 600 триллионов гигабайт передаваемых данных, и всю эту информацию предстоит обрабатывать.

Развитием «Интернета вещей» заинтересовались ведущие мировые корпорации. Так, страховые компании считают это выгодным, поскольку, к примеру, умный дом позволяет значительно снизить расходы, которые неизбежны при возгорании, затоплении или краже. Умный дом по своим возможностям не то что не уступает человеку – порой превосходит его возможности. Умный дом может отреагировать на проникновение воров быстрее любого охранника, а на возгорание – быстрее бдительных соседей, поэтому ущерб от страхового случая будет ниже.

– В России вводятся «облачные кассы», – продолжил Никита Юрьев, – с февраля 2017 года в России нельзя поставить кассу, которая не будет подключена к интернету. Таким образом, покупки становятся прозрачными как для налоговых органов, так и для клиентов. Человек сможет зайти в свой личный кабинет, посмотреть, что и когда он приобретал, а если при сдаче на гарантийный ремонт гражданин потерял чек, то он сможет запросить его. Также, например, существует система, которая в зависимости от температуры за окном и расписания учащихся, позволяет повышать температуру воздуха перед тем, как школьники приходят в учебное заведение, и понижать ее после их ухода. Это позволяет экономить энергию. Еще один пример: специальное устройство, устанавливаемое на погрузчике, позволяет следить, как погрузчиком управляет водитель. Если погрузчик сталкивается с препятствием или используется неэффективно, то сообщение об этом направляется начальнику смены. Также есть специальный сервис, разработанный в основном для пожилых людей: небольшой браслет, который уведомляет контакт-центр компании о том, что пожилому человеку стало плохо, и он, к примеру, упал. Более 1000 человек были спасены благодаря вовремя вызванной «скорой».

Также интересна идея компании «Промобот», которая разработала робота-консультанта, способного заменить персонал в магазинах, музеях, банковской сфере. Робот может перемещаться, узнать и запомнить человека, распознать речь, выполнить голосовую команду, запомнить все, что ему говорят, и даже поддержать непринужденный разговор.

– Когда вы начинаете свое дело, нужно понимать, что более 90 процентов компаний умирают. От ошибок никто никого не защитит, – поделился секретами успеха в бизнесе Никита Юрьев. – Но чем быстрее вы ошибетесь, тем быстрее поймете, что движетесь в неправильном направлении. Чаще всего стартапер думает, что он достигнет цели, идя по прямой дороге, но это не так.

Далее Никита Юрьев обозначил основные ошибки компаний. Первая – некачественная работа с клиентами. Эта ошибка неизбежна, если начинающий бизнесмен берется реализовывать идею, не поговорив с клиентами. Юрьев привел пример: одна компания решила выпускать электромоторы для велосипедов. После общения с потенциальными клиентами производители поняли, что электродвигатель нужен не всем велосипедистам, например, не нужен спортсменам. Но зато у компании появились неожиданные клиенты в лице жен профессиональных велосипедистов, которые хотели ездить наравне с мужьями и даже быстрее. Также востребованными оказались электродвигатели у больных-«сердечников», которым было тяжело ехать в гору. Но если бы данная компания рекламировала свою продукцию для всех потребителей, то потратила бы бюджет напрасно.

– Еще одна проблема стартапов – «застревание» на определенной стадии проекта, – продолжил Никита Юрьев. – Стартаперы должны помнить, что им может наступать на пятки большой китайский завод, на котором размещаются их заказы, или конкурент, который увидел рекламную кампанию.

Далее спикер поделился своими наблюдениями о том, какие стадии проходит продукт от гипотезы до производства крупной партии продукции.

Интернет вещей. Интеллекция Никиты Юрьева

После лекции прозвучали традиционные вопросы слушателей из зала.

– Посоветуйте, по каким принципам стоит набирать людей в свою команду для реализации успешного стартапа?

– В команде должно быть три человека – это хакер, хастлер и дизайнер, – ответил Никита Юрьев. – Хакер в данном случае отвечает за технологическое развитие, он должен понимать, как оперативно выстроить бизнес-процессы для достижения того или иного результата. Хастлер может с кем угодно и о чем угодно договориться, он двигатель продаж. Дизайнер – тот, кто отвечает за то, как будет выглядеть продукт, носитель эмоционального интеллекта. Если у вас есть три таких человека, то у вас все получится. Если кого-то из этих троих нет, то его функцию должен взять кто-то из основателей компании, с прицелом на то, что в будущем вы примете соотвествующего специалиста в команду.

– При создании консьюмерских продуктов в сфере интернет вещей следует ориентироваться на мировой рынок?

– Если то, что вы сделали, людям нужно, и они будут это покупать, то в России также можно найти клиентов. Работать в первую очередь стоит именно в России потому, что здесь вы можете поговорить с клиентом, показать ему устройство. Потом гипотезу можно уже проверять на краудфандинговой площадке, подтвердив свою идею деньгами клиентов со всего мира. Можно применить радикальный вариант – поехать в ту страну, где вы видите максимальный спрос. Но на большинство продуктов спрос есть и в России.

«Интеллекции» – телевизионный проект, который реализует телеканал Malina.am совместно с фондом Потанина, Уральским федеральным университетом и Ельцин Центром.

Для всех, кто не может прийти на лекцию лично, организуется прямая трансляция, а после на сайте телеканала Malina.am можно посмотреть видеоверсию программы.