Поклонники современного кинематографа 19 марта могли открыть для себя в Киноклубе Ельцин Центра в Екатеринбурге новинку – фильм «Хороший мальчик» (режиссер Оксана Карас). «Хороший мальчик» относится к не самому раскрученному сегодня жанру молодежной лирической комедии.

Фильм – вторая полнометражная работа режиссера (дебютом Карас был фильм «Репетиции», 2012 год), однако это не помешало картине получить гран-при открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр». Среди актеров, снявшихся в фильме, – звезды российского кино Михаил Ефремов, Константин Хабенский, Татьяна Догилева, Ирина Пегова, Жанна Эппле.

Режиссер Оксана Карас не скрывает: создавая фильм, она стояла «на плечах гигантов», то есть опиралась на советский кинематограф для детей и молодежи. А он нередко не уступал по своему качеству, содержательности и остроте поставленных вопросов кинематографу «для взрослых». Можно вспомнить «Дорогую Елену Сергеевну» (режиссер Эльдар Рязанов), «Дикую собаку динго» (режиссер Юлий Карасик), «Доживем до понедельника» (режиссер Станислав Ростоцкий), «Вам и не снилось…» (режиссер Илья Фрэз) и многие другие. Есть в фильме и переклички с детским юмористическим журналом «Ералаш». К слову, именно на персонажей «Ералаша» более всего похож начинающий актер – исполнитель главной роли школьника Коли Смирнова.

В фильме «Хороший мальчик» есть все: влюбленность в учительницу, конфликты с родителями, дружба с директором школы, поджог школьной пристройки, разочарование в лицемерном и порой абсурдном мире взрослых. При этом в «Хорошем мальчике», чья история существует как бы вне времени и могла произойти и в 60-е, и в «нулевые», полностью отсутствуют ставшие уже привычными «чернуха», цинизм и жестокость реальной молодежной среды, которая без прикрас демонстрируется в видеороликах на Youtube или в социальных сетях.

После просмотра Оксана Карас и Семен Трескунов встретились со зрителями.

– Не было определенного дня, когда у меня появилась мысль стать режиссером, это не спустилось свыше, – рассказала Оксана Карас. – После школы я поступила на юрфак, но начиная с 1-го курса параллельно работала на телевидении. Сначала на телеканале «НТВ-Плюс спорт», потом на телеканале «Культура». На телевидении меня научили снимать документальные фильмы, вести телепрограммы. Мне было уже 25 лет, я закончила бакалавриат и магистратуру, а потом зашла во ВГИК и сразу же легко поступила. Так что молодежи я посоветовала бы больше прислушиваться к себе, своим истинным желаниям и не отвлекаться на установки родителей и друзей. Нужно верить в себя и, главное, ничего никогда не поздно.

– Были ли в фильме сцены, которые пришлось вырезать?

– Были сцены, которые были вырезаны, потому что мы превысили хронометраж, также была и продюсерская редактура. Я долго отстаивала некоторые сцены, например, снов Коли Смирнова. Изначально фильм даже назывался «Как я проспал все на свете». События фильма разворачиваются в течение недели. За эту неделю Коля почти сходит с ума от обилия событий, осмысливает их и днем, и ночью. Например, в снах была тема мужской инициации, дружбы Коли Смирнова с директором школы Владимиром Дроновым. Была тема выбора объекта любви между ученицей Ксюшей, дочерью директора школы, и учительницей английского Алисой Денисовной. Но это было убрано.

– Можно ли было договориться с продюсерами, чтобы сделать полную авторскую фестивальную версию фильма?

– У Константина Хабенского была такая ситуация с фильмом «Географ глобус пропил» (режиссер Александр Велединский). Та картина превышала хронометраж на 20 минут, продюсеров уговорили показать полную версию на «Кинотавре», фильм получил главный приз, и эта же версия вышла в прокат.

– Когда вы работали над фильмом, возникали ли у вас ассоциации с советским кино?

– Мне хотелось, чтобы мой фильм был с легким ностальгическим флером. Хотелось создать «ощущенческое» кино, которое напоминало бы мое детство и детство каждого зрителя, который приходит в зал. А поскольку у всех детство приходилось на разные годы, мне хотелось бы, чтобы в фильме были «якорьки памяти», которые бы «цепляли» всех. Я помню свое ощущение, которое было у меня в 15 лет, когда ты уверен, что все у тебя будет хорошо, помню ощущение счастья от того, что идешь в школу…Я хотела это передать.

– А какое кино вашего детства?

– Это «Осенний марафон» (режиссер Эльдар Рязанов), «Плюмбум, или Опасная игра» (режиссер Вадим Абдрашитов). Вообще мне нравится хороший советский кинематограф, тем, что фокус внимания был перенесен на внутренний мир человека, на его психологию. Советские режиссеры добились в этом высот.

– Семен, значит ли что-либо для вас советское кино?

– Это, конечно, не кинематограф моего детства, я смотрел советское кино намного позже, – сказал Семен Трескунов. – Мой любимый фильм «Кин-дза-дза!» (режиссер Георгий Данелия). Я больше интересуюсь фильмами западных режиссеров того периода.

– В нашем фильме Семен играет почти что себя, но в предлагаемых обстоятельствах, – добавила Оксана Карас. – К слову, мы ждали Семена пять лет. Он пришел на кастинг в 11 лет, но в том возрасте для него не было роли. А потом мы долго не могли найти финансирование. И в 2015-м задались вопросом, кто наш главный герой. А когда я увидела Семена на афишах фильма «Призрак» (режиссер Александр Войтинский), поняла, что он вырос. Так что кастинга не было – просто пришел Семен.

– Между задумкой и ее реализацией прошло пять лет. Изменился ли сюжет фильма за это время?

– Над сценарием работали три человека. Михаил Местецкий, Роман Кантор, в чьей жизни случалась история как у главного героя. Он был влюблен в учительницу. Но эти сценарии нужно было сложить в одну цельную историю, а этим занималась уже я.

– Семен, есть ли у вас ощущение, что вы все можете? И если бы у вас был выбор сняться ли в фильме с хорошим сценарием и небольшим гонораром, или в фильме с плохим сценарием, но высоким гонораром, то…?

– Мне уже 17 лет. Меня долгое время воспитывала бабушка. У меня не было приставки, и бабушка давала мне читать книги. И когда я понял, что у меня светлая голова, у меня появилась кичливость, но это вовремя остановили. Что касается выбора – я хочу учиться на режиссера в Нью-Йорке, а там это стоит космических денег. В подобной ситуации что бы вы сами выбрали?

Кинопоказ и встреча с режиссером и исполнителем главной роли прошли в рамках программы Киноклуба Ельцин Центра. 1 апреля киноклуб представляет программу, посвященную 85-летию режиссера Андрея Тарковского.