Проект «Последние 30» 28 сентября представил в Ельцин Центра выставку, посвященную жизни Уралмаша в последние три десятилетия. Она продлится до 28 ноября.

В апреле 2016 года по приглашению Ельцин Центра команда проекта приехала в Екатеринбург, чтобы снять историю постсоветского города, сосредоточившись на феномене района Уралмаш. В объектив попали старые рабочие УЗТМ, молодые спортсмены, бизнесмены и бездомные, перестроечные кооператоры, эмо, политтехнологи, матери-одиночки, экстрасенсы, учителя татарского языка.

Открытие выставки «Портрет Уралмаш»

Видео: Игорь Гром

«Последние 30» – это проект о постсоветских трансформациях: культурных, социальных, экономических, политических, мировоззренческих.

«Портрет Уралмаша: как менялась жизнь в постсоветском городе» – это 10 портретов и 10 историй Уралмаша. Выставку представили фотограф Сергей Карпов и журналист Сергей Простаков. Как признаются авторы, в своем исследовании они попытались «нащупать нерв родины» в столице Урала. Своих героев они встречали, просто прогуливаясь по улицам района.

– Это самая обычная жизнь, – говорит Сергей Карпов. – Нас в данном проекте не интересуют какие-то звезды. Мы – про повседневность, про то, в чем мы все живем и как мы все живем. Это тот концепт, который лежит в основании проекта.

Почему выбор пал именно на Уралмаш, рассказал второй автор проекта Сергей Простаков:

– В нашем проекте 30 больших тем, одна из них – город. Мы решили рассказать историю Уралмаша, потому что Уралмаш был задуман, как город солнца. От главной площади у проходной завода-гиганта расходились лучами улицы. Это была чистая утопия, мечта Советского Союза о том, как должно выглядеть идеальное городское пространство и о том, как должен выглядеть идеальный горожанин.

Открывая выставку, ее куратор Артем Беркович поделился впечатлениями от фотографий:

– Эта выставка о людях, которые еще помнят то время, и «советское» является частью их жизни. И почти все они говорят, что завод, как определенный уклад, как микросоциум, как то, что объединяло людей, был определяющим с точки зрения понимания их места в мире. Завод погиб. Его уже никогда не будет. Уралмаш стал историей. Для меня, по большому счету, эта выставка – некая фиксация этой руины. Такого типа социума уже не будет никогда.

Под каждой фотографией есть QR-код, который можно просканировать и полностью прочитать описание, не отходя от экспоната. Также в экспозицию входит документальный фильм «Уралмаш: между мечтами» режиссера Маргариты Захаровой и оператора Сергея Карпова. Картина рассказывает о двух сторонах феномена Уралмаш. С одной стороны, это незавершенная социалистическая мечта, с другой – стремительно воплощающаяся мечта современного Екатеринбурга. Главной идеей был поиск промежуточного состояния между ними.

Авторы проекта представили книгу «Альманах», которая состоит из 30-ти историй, написанных людьми, которые никогда не жили в Советском Союзе. Главным критерием при отборе авторов был их возраст – все они рождены после 1985 года.

– «Альманах» мы придумали с редактором «Последних 30» Антоном Секисовым. Он отвечал за фикшн часть, я занимался нон-фикшн, – рассказывает Сергей Простаков. – Книга – это отражение той интеллектуальной реальности, в которой мы существуем. Там есть совершенно разные люди. Есть всемирно известная молодая писательница Алиса Ганиева, чьи произведения переведены на уйму языков. А есть Витя Вилисов из Благовещенска, который своим сайтом «Сламп» и умением пользоваться социальными сетями очень быстро достиг широкой известности в узких кругах как журналист и интеллектуал. Есть те, кто поработал в новом для себя жанре, например, Павел Никулин и Константин Сперанский, которые выступили не как журналисты, а как прозаики. В общем, по-разному, но каждый автор может рассказать свою историю. Мы хотели, чтобы это были жители не Москвы и Петербурга, но получилось 50 на 50.

– Мы пытались понять, что они думают по поводу того, где мы все находимся, как нам всем тут жить, – добавляет Сергей Карпов. – Не все же нам флагами махать.

«Уралмаш: последние 30» – первая персональная выставка фотографа Сергея Карпова. Он считает, что в Екатеринбурге она будет более востребованной, чем в Москве, поэтому везти ее в столицу нецелесообразно. Феномен города-солнца по имени Уралмаш будет интересен специалистам – историкам, археологам, видео-антропологам.

В планах авторов показать выставку в историческом здании ДК «Уралмаш», а после передать фотографии в фонды Музея истории города Екатеринбурга.

В Ельцин Центре выставку можно посмотреть до 28 ноября в Образовательном центре на 3 этаже ежедневно с 10 до 21 часа.