«Фиксики» приезжают в Екатеринбург

1 апреля 2016 г.Олег Пшеничный
«Фиксики» приезжают в Екатеринбург

Впервые в Екатеринбург приезжают создатели легендарного научно-популярного анимационного телесериала «Фиксики». 10 апреля в Ельцин Центре свой сериал представят продюсер студии «Аэроплан» Борис Машковцев и актриса Лариса Брохман, озвучивающая мультгероев Симку и Игрека.

Встреча творческой группы с маленькими зрителями и их родителями организована в рамках детской образовательной программы Ельцин Центра при поддержке Парка научных развлечений NEWTON.

В программе — встреча со зрителями, знакомство с процессом создания мультфильма, ответы на вопросы, показ новейших серий «Фиксиков», игры с аниматорами, экскурсия в Парк науки NEWTON. Там же дети смогут поучаствовать в игре-квесте с участием фиксиков. Начало мероприятий в 13:00 (билеты онлайн).

Перед поездкой в Екатеринбург создатель мультсериала «Фиксики», продюсер студии «Аэроплан», кандидат экономических наук, доцент ВГИКа Борис Машковцев дал интервью для нашего сайта.

– Вы думали, что однажды будете руководителем одного из самых популярных мультипликационных сериалов в стране? Как появилась идея «Фиксиков»?

– Я всю жизнь мечтал работать в кинематографе, но шансы попасть в анимацию были настолько малы, что всерьез я об этом никогда не думал. Это было исключительное везение, что десять лет назад я познакомился с Георгием Леонардовичем Васильевым, который и стал основоположником этого проекта. Для того времени уход в анимацию был нетривиальным делом. Вся анимация, которая делалась в стране, была связана с короткометражным и авторским кино. Был еще стереотип, что можно попытаться сделать полнометражный фильм – наш ответ Голливуду. А о сериальной продукции никто особо не думал. На том этапе анимационных сериалов было в прямом смысле раз-два и обчелся, хотя в мире это направление бурно развивалось. То ли никто не мог выдать идею, способную породить несколько десятков или сотню сюжетов, то ли не было привычки мыслить категориями многосерийного кино.

Анимация превосходит игровое кино тем, что у нее нет границ физической реальности. Снимать фантастическое кино дорого, в то время как отдача неочевидна. Анимация – естественная среда обитания для фантастических миров и персонажей, чем она меня и привлекала, хотя я начинал с игрового кино. Мне было интересно, хотя и очень сложно, работать с фильмами для детей и подростков. Все говорили – нам нужно детское кино, но статистика показывала, что доходов оно не приносит. Было подозрение, что дело не в отсутствии зрителя, а в том, что для него не делают интересных фильмов.

При знакомстве с Георгием Васильевым у меня возникло ощущение, что он точно знает, что нужно сделать, чтобы фильм был интересен не только его создателям. «Фиксики» тогда были просто идеей, у которой не было даже названия. Эту идею принес руководитель студии «Пилот» Александр Татарский, который и обратил внимание Васильева на то, что у Успенского есть книжка «Гарантийные человечки» – про человечков, живущих внутри приборов. И очевидно, что в нашем мире, который весь состоит из машинерии и приборов, с которыми мы вообще не расстаемся, такие человечки должны играть существенную роль, даже более важную, чем в 1974 году, когда писалась книга.

В детстве я сам очень любил эту книгу. Далеко не все знали о ее существовании, но это была действительно классная книга. Когда я, еще не зная слова «фиксики», узнал о том, что есть идея экранизировать «Гарантийных человечков», я понял, что мне в руки идет гигантский подарок – заниматься анимацией, да еще и той книги, которую я сам в детстве очень любил.

– Не было ли такого ощущения, что с американскими мультиками, с их бюджетами и зрелищностью бесполезно конкурировать?

– Эта проблема остается и до сих пор. Вообще, это тема для отдельного большого разговора. Когда начиналось общение с Георгием Васильевым, я как раз писал диссертацию по научно-техническому прогрессу в кинематографии, по теме конкуренции между фильмами на уровне технологии, о том, насколько творческий результат зависит от технологий, которыми обладает съемочная группа. Конечно, на 100% конкурировать с Голливудом очень тяжко. Технологии требуют денег. Если творческий коллектив, особенно в авторском кино, на каком-то этапе готов работать на энтузиазме, то технология не обладает никаким энтузиазмом и это всегда серьезные вложения. А дети, подростки – это аудитория, которая в наибольшей степени стремится смотреть кино в жанрах сказочных и фантастических, которые как раз и требуют наибольшего технологического вложения. Весь секрет в том, что вам нужно найти баланс между творческой идеей и технологией. Можно говорить о глобальном тренде – вся анимация становится компьютерно-графической. А в начале двухтысячных годов возникла мода именно на трехмерную компьютерную анимацию. Речь не о стереокино, которое смотрят в очках, а о самой технологии производства, в которой все виртуальные персонажи существуют в виртуальном объемном пространстве. Но это общая технология, а в ней есть много нюансов. При этом у нас существовало точное творческое объяснение, почему мы хотим работать в этой технологии – потому что фиксики, по нашим представлениям, существуют в мире людей, и этот мир должен быть похож на человеческий, обладая третьим измерением. Картинка не должна быть плоской.

При этом делать сериал, используя все возможности трехмерной компьютерной графики, значит ввергнуть себя в бессмысленные затраты энергии, времени, денег, потому что это технология, возможно, самая сложная из существующих в анимации по количеству производственных процессов. Мы пошли прагматичным путём, не внедряя многие процессы в наш конвейер. Есть вещи, которые в телевизионном формате все равно незаметны – например, спецэффекты, связанные с дымами, огнем, симуляцией воды, изготовлением волос или натуральной одежды. Мы нашли стиль изображения, не требующий этих производственных процессов…

У нас ушло несколько лет на то, чтобы базовую, довольно абстрактную идею построить на основе хорошей книги Успенского. Но пока мы разрабатывали эту идею, мы настолько далеко ушли от книги, что сейчас любой наш зритель может взять ее в библиотеке и читать как отдельное самостоятельное произведение. В итоге дети получили два интересных произведения про маленьких человечков.

На каком этапе и как возникло слово «Фиксики»?

– С поиска названия все начиналось. В этом есть прагматизм: название фильма – это то, по чему вас будут опознавать во всей гигантской массе медиаконтента, которая валится на зрителей. Слово должно было быть уникальным, коротким, хлестким и более-менее ассоциироваться с тематикой мира наших персонажей. Поиск названия проходил с помощью будущих зрителей, мы проводили исследования, предлагая фокус-группам список возможных наименований наших персонажей, выслушивали их мнение. Фиксики победили. В этой научной сконструированности очень важно найти баланс между вашими творческими установками и желанием понравиться зрителю.

– Как быстро вы поняли, что у вас успех?

– В успехе есть несколько последовательных шагов. Первый – вы находите группу единомышленников, которые так же быстро, как вы, клюют на саму идею. Следующий этап – поиск внешних партнеров. Если вам удастся зажечь прагматично настроенных инвесторов – значит, в вашем кино, помимо творческой идеи, есть прагматическое зерно…

У нас возникла такая смесь интуиции, результатов исследований и удачи, что в принципе мы ошибок не совершили. Зрителю понравилось, что в нашем сериале смешивается приключенческая история и познавательные элементы. Пока персонажи не познают что-то новое, они не могут разрешить проблему приключенческого толка.

Перенимали мы и западный опыт, заимствуя те формальные приемы, которым можно научиться. Например, американский проект Sid The Science Kid студии Джима Хэнсона, известного у нас по «Улице Сезам» и «Маппет шоу».

Первое осознание того, что мы достигли успеха, пришло ко мне, когда среди писем стали появляться не просто восторги по поводу сериала, а когда дети стали присылать вопросы о своей жизни, советуясь с фиксиками. Они стали относиться к персонажам как к своим компаньонам, впускать анимационных персонажей в свою биографию. В этом смысле дети резко отличаются от взрослых. Взрослые в смысле отдачи более скупые. А дети еще далеки от стереотипа, что кино сделали специально обученные люди, и это их работа, вот и молодцы, я проголосовал рублем и лайком в сети. Детей распирают эмоции, и они ищут способа ими поделиться, поэтому работа с детьми гораздо приятнее.

Я понял, что масштаб успеха абсолютен, когда соседи по подъезду оказались фанатами «Фиксиков». Вы добиваетесь абстрактного успеха, потому что не можете посмотреть зрителю в лицо. А тут конкретные люди, на которых ты совсем не рассчитывал, уже знают о фиксиках. Круг замкнулся. Вы обошли всю планету, и информация вернулась снова к вам.

Как нужно разговаривать с детьми?

– Во-первых, надо говорить ясно. Вам нужно собственные мысли сформулировать точно, потому что это тот самый случай – кто ясно мыслит, тот ясно говорит. Тем более, что мы работаем с очень короткой формой. У нас всего 225 секунд приключенческой части и 90 секунд - обучающие врезки. Над сценариями мы работаем очень плотно, доходя до такой стадии, когда из сценария невозможно выкинуть ни одной строчки. К сожалению, из-за этого приходится отказываться от каких-то красивостей.

Во-вторых, дети не прощают скуки. Если взрослый зритель готов некоторое время перетерпеть… Хотя в наше время уже и не готов. Сегодня творческих произведений стало слишком много, поэтому признак интересности – первый, по которому будут смотреть ваше кино. Дальше уже вопрос вашей совести, насколько вы вторым слоем под интересную форму подкладываете то или иное содержание. Мы стараемся в эти небольшие отведенные нам секунды вложить максимум содержания. Наше содержание должно пробудить в детях интерес к дальнейшему познанию. Мы не способны работать в качестве учебника или энциклопедии, но мы можем не отпугнуть лавиной новой информации, а разбудить желание дальше знакомиться с этими областями знания уже более серьезно.

На какие компромиссы вы не пойдете в погоне за коммерческим успехом?

– Для того, чтобы каждый раз не озадачиваться этой проблемой заново, мы разработали кодекс фиксиков. Это документ, с которым мы знакомим всех сотрудников, работающих с идейной частью фильма – сценаристов, режиссеров, а также большое количество людей, придумывающих товары и услуги, связанных с «Фиксиками». Это описание нашей философии – то, чем «Фиксики» являются и куда они никогда не пойдут. Мы знаем, что они несут в себе ценности, связанные с взаимовыручкой, трудолюбием, с уважением к окружающим тебя существам и к тому труду, который они вкладывают в окружающий мир. Некоторые родители пытаются нам пенять, что дети теперь будут раскурочивать приборы, чтобы найти там фиксиков, но на самом деле доктрина ровно обратная. Мы хотим, чтобы дети с уважением взглянули на окружающие их рукотворные вещи, поскольку в это вложен большой труд других людей. Фиксики являются символом того, что внутри каждой вещи, которая сделана хорошо, содержится частичка души мастера, который эту вещь когда-то произвел.

Есть у художников-постановщиков и режиссеров свои эстетические критерии. Воспитание ребенка связано не только с тем, что ты несешь научные знания, но и с тем, что ты должен демонстрировать прекрасное. Поэтому персонажи должны быть симпатичными. Мы стараемся избегать не только агрессивных историй, потому что фиксики вообще не агрессоры (в доктрине прописано, что они не живут в военной технике), но и агрессивной картинки. Звук, музыка, шумы, не должны нести в себе агрессии, а должны быть красивыми.

Среди фиксиков нет отрицательных персонажей. Мы попытались создать таких героев, которые, как и люди, содержат в себе и положительные и отрицательные черты. Все истории не просто о том, как какой-то прибор сломался, а фиксики его починили. Это всегда решение каких-то морально-этических проблем, из которых вырастает драматургия. Нет ничего проще чем придумать просто экшен – куда-то побежали и упали. Нам нужно рассказать, что происходит в душе персонажа.

Персонажи делятся по возрасту – это взаимоотношения между разными поколениями. У нас есть дошкольник Нолик, остальные фиксики – младшие школьники. У них есть родители и дедушка. Решается также проблема существования разных существ на одной территории: фиксики живут в квартире людей.

«Фиксиков» кто-нибудь критикует?

– К детскому контенту всегда повышенные, а иногда завышенные требования. Детскому фильму пытаются вменить функции, которых он не несет. Родители начинают смотреть на сериал как на учебник или некое орудие воспитания, отражающее их представления о педагогике, что в принципе не является задачей «Фиксиков». И эта проблема не российского зрителя, она существует везде. При этом общегуманистические ценности во всех странах примерно одинаковые – мы это уже проверили, поскольку «Фиксики» проданы более чем в 70 стран. Но в каждой стране существуют свои принципиальные детали. Здесь угодить всем невозможно.

Билеты на встречу с «Фиксиками»: в Парке науки NEWTON (телефон +7 (343) 351-75-70) и на сайте Weburg.net.

НАЧАЛО ПРОГРАММЫ В 13:00

Встреча с создателями «Фиксиков» и просмотр мультфильмов — 200 рублей

Встреча с создателями «Фиксиков», просмотр мультфильмов, экскурсия в NEWTON — 450 рублей

Игра-квест «Секретные друзья» (по мотивам серий первого сезона) — 350 рублей

Экскурсия в Научный парк NEWTON — 280 рублей

Место проведения: кино-конференц зал, Научный парк NEWTON, Атриум Ельцин Центра

Другие новости

Лекция

Искусственный интеллект как помощник для врача

Искусственный интеллект как помощник для врача
Использование искусственного интеллекта в медицине приведёт к качественно новому уровню диагностики различных заболеваний и поможет врачам планировать лечение, утверждает биофизик Максим Шараев. Его л…
16 апреля 2024 г.
Библионочь

Библионочь-2024 в Ельцин Центре

Библионочь-2024 в Ельцин Центре
20 апреля Ельцин Центр традиционно присоединится к всероссийской акции «Библионочь». В фокусе нашей программы – научная фантастика как особый взгляд на реальность, в котором сосуществуют и утопизм, и …
12 апреля 2024 г.
Выставка

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»
Арт-галерея Ельцин Центра в Екатеринбурге предложила своим посетителям вместо традиционных экскурсий по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся» медиации, предполагающие диалог между зрителем и искусс…
12 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.