Культурно-образовательная программа, поддерживающая экспозицию «Единомышленники» в Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге, продолжается.

11 августа состоялась детская мастерская, в рамках которой на примере работы английской художницы Сесили Браун участники узнали, что такое абстрактный экспрессионизм, как работать с цветом и собственными силами сделали открытку в стиле художницы.

Работа Сесили Браун на выставке «Единомышленники»

Фото Любови Кабалиновой

Работа Сесили Браун «Джефф Кунс в юбке» в 2011 году с легкой руки коллекционера и галериста Чарльза Саатчи была продана на аукционе Sotheby's за 900 000 долларов.

Занятия детских мастерских посвящены знакомству с шедеврами всемирно известных художников, чьи работы представлены на выставке «Единомышленники».

В формате one-talk искусствовед Анастасия Дементьева рассказала юным участникам о творческом методе Сесили Браун. Она обратила внимание детей на технику и приемы художницы. Вместе они попытались создать свои собственные произведения.

Начав знакомство с полотном 1999 года «Внезапно прошлым летом» в Арт-галерее, участники мастерской определили его жанр и перешли в творческий класс Образовательного центра, чтобы начать работу над своими открытками. Им понадобились картон, холст, настоящие кисти для живописи и акриловые краски.

Семилетняя москвичка Софья, приехавшая в Екатеринбург на летние каникулы к бабушке, назвала свою работу «Галактика». Она призналась, что среди клякс, красочных пятен и линий зашифровала портрет близкого человека.

Еще одна участница, одиннадцатилетняя Дарья назвала свою абстрактную работу «Наша погода». Цветовой хаос на открытке юной художницы вполне отразил летние катаклизмы на Урале: дожди и грозы, холодный фронт и град с перепелиное яйцо.

Дети вместе с искусствоведом порассуждали о том, какими цветами можно изобразить различные эмоции и состояния души. Анастасия Дементьева также сделала собственную открытку, назвав ее «Веселое настроение». Мастерская завершилась спонтанным вернисажем авторских работ.

Следующая детская мастерская будет посвящена американке Синди Шерман, представленной на выставке «Единомышленники» двумя фотографическими работами. Первая в списке самых дорогих авторов – Шерман, режиссер и фотограф, «женщина с тысячей лиц», известна ценителям искусства сериями своих автопортретов в самых разных видах, одеждах и обличьях.

Ее работа «Безымянная #153», была продана на аукционе Phillips de Pury в 2010 году за 2,4 млн. долларов. Минувший год тоже был очень удачным для нее: три ее работы были проданы по семизначной цене. Чем они так интересны, вы сможете узнать в формате оne-talk 18 августа в Арт-галерее Ельцин Центра. И попытаться, используя художественные приемы автора, создать собственные шедевры.

Детские мастерские в течение августа, сентября и октября расскажут обо всех авторах, представленных в совместном проекте Музея современного искусства «Гараж» и Арт-галереи Ельцин Центра. Участие в детских мастерских происходит по предварительной записи.

Более подробно рассказать о самих «Единомышленниках», мы попросили одного из четырех кураторов выставки – Евгения Ляпина, прилетевшего на ее открытие.

– Какие аргументы вы приведете, чтобы позвать горожан и гостей города, детей и родителей на эту выставку?

– Аргументов много. Самый первый такой: это классное современное искусство и его ведущие представители. Это работы тех художников, которые крайне редко выставляются в России. Если вам близка тема современного искусства или не близка вовсе, у вас есть возможность начать знакомиться с нею с самых вершин. Второй аргумент и он, наверное, самый важный – это полностью инклюзивный проект. Мы создали новый норматив того, какой должна быть абсолютно любая выставка, чтобы стать доступной для всех категорий граждан. Из этого вытекает третий аргумент: люди с различными формами инвалидности и без инвалидности могут ее посетить и приобрести совершенно новый опыт восприятия. Рекомендую людям видящим завязать глаза и пройти экспозицию от начала до конца. Конечно, с сопровождающим. Это будет такой опыт, который, возможно, перевернет вашу жизнь. Все эти образы до того, как вы их увидите, созреют в вашей голове. Сам путь получения информации станет для вас другим. Это тот удивительный опыт, который большинство людей не получат нигде и никогда. Сделайте себе подарок: придите на выставку «Единомышленники».

– Правда, что все эти работы находятся в частных российских коллекциях и, возможно, мы видим их первый и последний раз?

– Совершенно верно. И это еще один веский аргумент, почему надо посетить выставку. Работы, действительно, редко выставляются. В таком широком доступе представлены впервые. Была выставка в «Гараже» летом 2016 года. И вот сейчас эти работы демонстрируются здесь. Это уникальное событие.

– Вы – один из кураторов выставки. Как им стали?

– Как делать инклюзию, в «Гараже» знали и без нас. Мы скорее были представителями определенных групп посетителей. Все наши четыре куратора – это обычные посетители с четырьмя различными формами инвалидности. Мы могли влиять на эту выставку от момента идеи, когда она еще обсуждалась, до выбора работ, последующего монтажа и открытия выставки. Мы прошли весь путь от начала до конца.

– Каким вам показалось пространство Ельцин Центра? Было ли оно удобным для вас?

– Пришлось его осваивать. Такое ощущение, что у вас есть любимая песня, и вдруг вы слышите ее кавер – он вроде бы знакомый, но совершенно другой. Было необычно видеть знакомые работы в незнакомом пространстве, но интересно. Я не участвовал в монтаже, но готовился к экскурсиям, которые должен был провести после открытия. Впечатление от выставки другое. Работы те же, но расставлены они по-другому и логика экскурсии выстраивается другая.

– У вас есть любимая работа?

– Это разные работы. В разные периоды. Когда мы отбирали работы и видели только фотографии – это были одни. Потом, когда мы увидели их «живьём», предпочтения поменялись. После монтажа, когда возникло целостное впечатление, что-то померкло, что-то вышло на передний план.

– Значительная часть Ельцин Центра – это музей. Вы уже посетили его? Какое у вас сложилось впечатление?

– Впечатления очень мощные. Давно хотел его посетить. И отчасти поэтому приехал сюда. Могу привести один факт, который объяснит мое отношение. Я три часа гулял по музею вчера: «залип» на экспозиции 1993 года, не мог оттуда выбраться. И сегодня пошел, и застрял еще на два часа. Такое огромное количество информации, все сделано с большой любовью, и цепляет за живое. Это не музей в привычном понимании, где стоят пыльные экспонаты и рядом таблички «не трогать!» Рядом с этими экспонатами незримо присутствуют другие таблички: «трогай», «смотри», «думай». Потоки информации проникают в тебя: через фото и видео, через тексты и инсталляции. Такое музейное пространство, созданное при помощи режиссуры, затрагивает не только интеллектуально, но и эмоционально. То, что ты видишь, становится для тебя важным. И это прекрасно. Потому что музей рассказывает о тех временах, которые стали судьбоносными для нас. Мне двадцать два года. Большинство описываемых событий произошли, когда я еще не родился, или был совсем маленьким. Но я испытываю гордость за свою страну. И мне кажется, в этих стенах формируется правильное отношение к истории. Я что-то слышал, о чем-то читал, но у меня не было собственного опыта. Здесь я приобрел этот эмоциональный опыт, и для меня он необыкновенно ценен.

Выставка «Единомышленники»

Фото Любови Кабалиновой

– Вы передвигались на коляске. Все ли вам было удобно?

– Я не дотягивался до некоторых ящиков с аудио и видеохроникой, помогали экскурсоводы. И еще я не дотягивался до пулевых отверстий в «чеченском коридоре», где размещены фотографии тех событий с той и другой стороны. Но экскурсоводы рассказали. Во всем остальном экспозиция абсолютно доступна и удобна для человека, передвигающегося на коляске.

– Лично у вас экспозиция вызвала интерес к 90-м?

– Конечно. Я тут же помчался в книжный магазин «Пиотровский», здесь же на втором этаже, и купил книгу про распад СССР. Это интересные годы – годы завоеваний. Они сформировали Россию такой, какой мы видим ее сейчас. Еще это времена важных перемен, которые большинство молодых людей воспринимают как само собой разумеющееся. До сих пор 90-е остаются слепым пятном и отношение к ним не отрефлексировано. Мне кажется, очень важно, чтобы люди приходили сюда и погружались в атмосферу 90-х и воспринимали не только беспристрастную информацию, но получали эмоциональный опыт. Историю надо знать. Не понимаю, что так задевает некоторых экспрессивных режиссеров. По-моему, выставка сделана с такой колоссальной любовью к Родине, истории, народу, живущему в нашей стране, что я не понимаю, какие тут могут быть претензии. Например, когда ты выходишь из третьего зала, где рассказывается история августовского путча, а потом видишь флаг, который был поднят над Белым Домом, у тебя мурашки по спине. Начинаешь ощущать себя частью народа, частью истории. Начинаешь гордиться своей страной, а это происходит с нами не так часто. Ты гордишься своими соотечественниками, которые отстояли право быть этой страной. Это потрясающее впечатление, и если оно кого-то задевает, то это не конфликт патриотического свойства, а желание на такой важной теме сделать себе пиар. Хотя, казалось бы, зачем таким известным людям этим заниматься.

– Что вы расскажете своим друзьям? Порекомендуете им посетить наш музей?

– Уже рекомендую. Я написал об этом. Буквально всем своим друзьям и, вообще, всем-всем рекомендую.

Какое впечатление произвел на вас город?

– Не ожидал, что он будет таким чистым, таким современным, таким европейским. Люди открытые, дружелюбные. Правда, администрация города, видимо, не понимает, что значит понижение бордюрного камня. Это создает трудности для передвижения на коляске. Но помогают люди.

Своими впечатлениями о людях и о городе поделились американские школьники-инвалиды, прибывшие в Екатеринбург в рамках молодежной программы по обмену опытом в теме инвалидности и создания инклюзивного пространства. В их культурной программе было заложено посещение Ельцин Центра, арт-галереи и выставки «Единомышленники». Позавтракав в Детском кафе, юные корреспонденты направились в новую инклюзивную экспозицию арт-галереи. Они с удовольствием исследовали сопровождающие модули, снимали свое знакомство с выставкой, брали интервью у посетителей галереи и ее сотрудников. Обязательным пунктом посещения стала гигантская песочница на набережной у Ельцин Центра. Дети умоляли взрослых задержаться на таком любопытном арт-объекте. Построить замки не хватило времени, но насладиться речным песком и эмоционально разгрузиться получилось. От Ельцин Центра американские школьники отправились в аэропорт.

Келли Галагер, ученица Хэмфордской школы (штат Пенсильвания):

– Меня больше всего потрясли люди – очень доброжелательные и гостеприимные. Впечатлений так много, что нужно время, чтобы всем им улечься в голове. Этот большой Центр Ельцина очень впечатляет. Он такой огромный, что в нем можно провести весь день. Выставка тоже замечательная. У нас маленький город и такие выставки бывают редко. Но мы все равно находим поводы и пишем о чем-то новом. У вас очень много поводов. Наверное, года не хватит, чтобы рассказать обо всех впечатлениях. Уезжая, люди обязательно что-то загадывают. Я загадала вернуться сюда.

Джек Харрисон, ученик Хэмфордской школы:

– Екатеринбург – огромный город. Я ничего не знал о нем до приезда сюда. Ну, разве только то, что здесь находится самый быстрый и большой ядерный реактор. В России все большое: большие города, большие расстояния, большие сердца у людей. Нас принимали очень хорошо. Думаю, это начало отношений на всю жизнь. С нашими новыми друзьями мы будем обмениваться новостями и сюжетами: ведь нас объединяет одно – журналистика и телевидение. Ельцин Центр очень понравился. В нем все интерактивное, все можно потрогать. Жаль, что было мало времени. Ждите нас в гости еще раз.

Российские юнкоры, общаясь с американскими школьниками, подтянули свой английский, а те в свою очередь начали учить русский язык. «Привет», «Спасибо» и «До скорой встречи» они говорят вполне уверенно.