В фойе западного холла Ельцин Центра 8 ноября открылась выставка «Клуб «Профинтерн». Семь историй о городе». Сотрудники музея и куратор проекта на примере истории одного здания по улице Володарского, 9 рассказали о том, как строился и видоизменялся Екатеринбург в течение последнего столетия.

Прошлое – безусловная часть нашей повседневной жизни: мы осваиваем и перестраиваем город, созданный до нас, но здания и кварталы могут сохранять свой характер. Сто лет назад, в 1915 году, в Первом Богоявленском переулке в здании, построенном на средства членов братства Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, был открыт Епархиальный дом, в котором разместились церковно-приходская школа и библиотека. Новое место на карте города сразу стало важной точкой притяжения для горожан и, как показала история, не утратило этой роли в течение XX века. Изучая историю одного здания, мы можем многое узнать не только о городе, но и о государстве, его гражданах и их культурных инициативах.

Отправная точка выставки – 1915 год и здание клуба Профинтерн, которому исполнилось сто лет.

Открытие выставки «Клуб «Профинтерн»

Видео: Александр Поляков

Открыла выставку директор музея Бориса Ельцина Дина Сорокина. Она поблагодарила всех собравшихся, назвала основных участников проекта, отметила самоотверженную работу куратора выставки Любови Дёгтевой.

Куратор выставки лично провела экскурсию, рассказав семь историй из жизни памятника архитектуры эпохи конструктивизма. На выставке представлены не только исторические фотографии, но и документы из Государственного архива Свердловской области, Театра юного зрителя и частных архивов.

– Эти истории, подобно исследователям, вы откроете для себя сами, – предлагает Любовь Дёгтева. – Перед вами разные документы и указатели о том, какую историю вам предстоит открыть. Сегодня в этом вам помогу я, но воспринимайте меня как работника архива. Исследователь сегодня – вы.

История первая

Она об Епархиальном доме. Согласно Епархиальным ведомостям за 1913 год, в Екатеринбурге состоялось собрание, где заслушали доклад протоиерея Василия Словцова о предложении владыки воспользоваться средствами братства Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца в размере 25 000 рублей, оформленными в долгосрочный заем на великое и важное дело – постройку Епархиального дома. Заслушали и постановили, что Дом будут строить на средства Братства Св. Пр. Симеона, а Епархия возместит расходы через добровольные пожертвования. Проект 3-х этажного здания поручили епархиальному архитектору И.К. Янковскому.

Место выбрали за Кафедральной площадью, в Первом Богоявленском переулке. За участок заплатили 7 500 рублей.

11 мая 1913 года были заложены первые камни с юго-восточной стороны здания и освящены преосвященным епископом Митрофаном. Вокруг начатого строительства прошел крестный ход из Кафедрального собора с иконой небесного покровителя Братства Святого Праведного Симеона. За четыре рекордных месяца здание было возведено. Требовались деньги на осуществление внутренних работ, дополнительные 20 000 рублей, которые собирали всем миром по подписке. По окончанию строительства подсчитали, что было потрачено 74 091 рубль. От постройки остался долг в 40 000 рублей. Теперь в городе появился Епархиальный дом с залом на 800 мест, с обширными хорами на 200-300 человек, библиотекой и читальным залом. Также в этом здании находились церковно-археологический музей, книжный магазин Братства, комнаты для Епархиального училищного совета, епархиального Попечительства и Совета братства.

Так появилось место, объединившее многих людей вокруг одной мечты – открытого просвещения народа.

История вторая

Октябрьская революция упразднила православные святыни. В 1919 году Наркомат юстиции принял решение вскрыть мощи русских угодников. В 1929 году проведено изъятие мощей и вывоз их в музей Свердловска.

В 1926 году выходит проект устройства кинобудки и расширения проемов в клубе «Профинтерн». Клуб «Профинтерн» – это новое культурно-просветительское учреждение, организующее досуг трудящихся и способствующее их коммунистическому воспитанию. Красный интернационал профсоюзов – международная организация радикальных профсоюзов, созданная в Москве в 1921 году с целью координации действий профсоюзов. Имя Профинтерна в 1920-е присваивали клубам, организациям и населенным пунктам.

В 1928-1929 годах московский проектный инженер К. Коржинский составил проект расширения и надстройки клуба «Профинтерн» с выполнением фасадов в стиле конструктивизма. Здание достроили согласно проекту.

В клубе проходили вечера на тему «Культурная революция и религия», выступление кружковцев и физкультурников. Там показывали кино, проводили читательские встречи «Нашей газеты», концерты, шахматно-шашечные турниры, конференции торговых служащих, семейные вечера, детские утренники, постановки драмкружка. Все это отражено в городской прессе.

Кроме того, ДК «Профинтерн» славился струнным оркестром и хором.

В 1934 году на базе клуба прошел Первый областной съезд писателей Урала. Пригласили около 70 поэтов и писателей, 40 критиков и журналистов Урала, всего 115 делегатов. Во второй день работы съезда его участники прошли торжественным маршем к Железнодорожному вокзалу, чтобы приветствовать челюскинцев, которые после благополучного спасения возвращались домой через всю страну. Колонна писателей красным знаменем приветствовала героев ледового дрейфа на перроне, громко читая стихи.

История третья

В 1931 − 1936 годах в здании на Володарского получил свою первую стационарную сцену Театр юного зрителя. Театр получил зал на семьсот мест, полноценные гримерки и репетиционные классы. На фото 1932 года мы видим, как выглядело здание, а на чертежах – каким его спроектировали. Есть небольшие расхождения между тем, что планировали и что получилось. По сохранившимся афишам мы можем сказать, какие спектакли ставили, и сколько стоило посещение. Например, с абонементом билет стоил от 1 до 2 рублей, без абонемента – от 2 до 6 рублей, зависело от места. Ставились «Недоросль», «Борис Годунов», «Люди тайги», «Мещанин-дворянин», «Веселый портняжка», «Ревизор», «Джордано Бруно», «Дон-Кихот».

Дирекция театра ютилась под лестницей в маленькой комнатушке. Отношения с ДК не были безоблачными: помещения не отапливались, зрители сидели в одежде на спектаклях, грим актеров застывал на лице. Их гнали, выбрасывали вещи и декорации, портили реквизит, выдавали ключи от репетиционных помещений на несколько часов в день, срывали спектакли.

ТЮЗ просуществовал на базе клуба в течение пяти лет, и отметил свой первый юбилей. Юбилейное заседание состоялось 14 января в уже переименованном здании ДК Я.М. Свердлова.

История четвертая

Увлечение гитарами и рок-музыкой в Свердловске началось не с рок-клуба, а гораздо раньше, в 60-е. Сначала играли на семиструнных инструментах. Пытались воспроизводить то, что слышали на пленках. Не получалось, оборвали седьмую струну и получилось. Появились собственные виртуозы. Часть из них уже тогда была связана с ДК им. Я.М. Свердлова. Например, ансамбль «Ровесник» и Володя Дерягин. Он одним из первых начал писать музыку на собственные стихи. Саша Капарулин знал «Битлз» назубок, исполнял на английском. Почитатели внимали ему в окрестных дворах и подъездах.

Сергей Лацков – завотделом пропаганды вспоминает, как в октябре 1985 года ему позвонил Николай Грахов: «Давай встретимся, есть дело». На следующий день к нему пришли Николай Грахов, Виктор Зайцев, Александр Пантыкин, Егор Белкин и Илья Кормильцев. Они сказали: «Почему нам ничего не разрешают? В Москве клуб есть, в Питере есть, а у нас нет клуба. Мы хотим организовать клуб, чтобы было все официально, пусть литуют тексты. Помогите?!» Я им ответил: «Давайте попробуем». Сергей написал положение о клубе. Больше двух месяцев оно проходило согласование, но 16 марта 1986 года прошло первое организационное собрание, где проголосовали за создание клуба и выбрали президента рок-клуба – Николая Грахова. Согласовали с управлением культуры место сборов и репетиций – в ДК им. Я.М. Свердлова, потому, что там был трансформируемый зал, сидения снимались, можно было устраивать дискотеки, репетиции, тем более что там уже кто-то репетировал. В июне провели первый фестиваль. В августе – творческие мастерские. И понеслось.

Рок-клуб просуществовал до 1991 года. Закрытие было сознательным решением. У групп появились другие возможности. Однако рок-клуб стал стартовой площадкой для многих хедлайнеров российского рока – групп «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи», «Отражение», «Апрельский марш», «Ассоциация содействия возвращению заблудшей молодёжи на стезю добродетели», «Настя», «Смысловые галлюцинации», «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе».

История пятая

Здание дома культуры вновь меняет имя, теперь это ДК ГУВД. В 90-е семья Щербаковых – Елена и Александр – экспериментируют с жанрами, объединяют хореографию и культуру рыцарских турниров. Занимаясь с мальчиками фехтованием, а с девочками балетом в студии «Арабески», они создают общие номера и образуют театр «Рыцари и дамы» на базе ДК ГУВД. Репетиции проходят в танцклассе, где по проекту первоначально планировался балкон. Они завоевывают множество наград и титулов. Департамент культуры присваивает им звание «Народного самодеятельного коллектива». Заниматься в этом коллективе престижно и нелегко туда попасть. В нулевые в здании открывается кафе «Аве Мария». Помещения сдаются арендаторам. Театр просят освободить помещение. Семья Щербаковых переезжает в Москву, где продолжает заниматься с детьми в ДК на улице Володарского. Такое грустное совпадение.

История шестая

Она о том, что здание клуба полуразрушенное, закрытое на ремонт ввиду аварийного состояния, продолжает притягивать внимание и интерес творческих людей. В 2008 году деятели культуры В. Мишарин и А. Вдовин разработали уникальный проект творческого кластера для союза театральных деятелей. Инициатива не получила развития, ее идеолог В. Мишарин уехал из города. В 2010 году региональное общественное учреждение культуры «Дом мира и дружбы» получил новый дом на площадке ДК ГУВД. Новые хозяева мечтали, что продолжат работать с национальной культурой.

В 2014 году группа студентов-архитекторов, консультируясь с заказчиком, предложила проект культурного кластера на базе клуба. Проект предполагал сохранение здания в первоначальном виде. Наполнение здания – многофункциональные помещения для разных культурных институций и коллективов. Обязательное использование двора и выход со всеми возможными активностями на улицу Володарского – удивительно приятное, тихое место, пешеходное по своему характеру, зеленое – абсолютно соразмерное потребностям современного человека. Не случилось.

История седьмая

Еще не закончена. В 2015 году здание передано Епархии в рамках возвращения церкви имущества религиозного назначения. История этого архитектурного памятника началась с Епархиального дома и снова вернулись к нему.

– Мы нарочно не делили документы по тэгам «пространство» и «история», – говорит куратор проекта Любовь Дёгтева. – Целью выставки было предложить зрителю ощутить связь истории и пространства на примере конкретного здания. История этого места – это не отдельные рассказы о далёком прошлом, это рассказ о тех, с кем у нас есть нечто общее, ведь сегодня мы ходим по улице Володарского, сидим в зрительных залах, живем в этом городе. История неразрывна с пространством. Попытка их разорвать делает беднее и то, и другое. Поэтому мы предлагаем взять карту и прогуляться до места действия – ДК «Профинтерн». Не обязательно сейчас, но теперь вы знаете историю, доставьте ее на ее место.

В июне 2016 года прошли первые пешеходные экскурсии от Ельцин Центра до здания ДК «Профинтерн» на улице Володарского, где начиналась история уральского рока.

Все время работы выставки – по субботам – 19 ноября, 26 ноября, 3 декабря, 10 декабря, 17 декабря, 14 и 21 января в 15.00 будут проводиться экскурсии.

Вход на выставку свободный, участие в экскурсиях бесплатно.

Вход в западный холл со стороны ул. Бориса Ельцина.