«Девяностые»: история великого поворота

29 ноября 2016 г.
«Девяностые»: история великого поворота

25 ноября в Президентском центре Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге прошла презентация совместного исследовательского проекта Ельцин Центра и Фонда ИНДЕМ «1990-е: история великого поворота».

В день рождения Ельцин Центра проект представили: Георгий Сатаров – президент Фонда ИНДЕМ и Александр Рубцов – заведующий сектором философских исследований идеологических процессов Института философии РАН. Ведущий – Людмила Телень, первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина.

О самом проекте и его концепции подробно рассказал Георгий Сатаров. В преддверии презентации авторский коллектив утвердил общие подходы к исследованию и сформулировал их в соответствующем документе.

Описание проекта

Эпоха 1990-х – период одной из крупнейших трансформаций в российской истории. Но до сих пор он не удостоился систематического, фундированного и обобщающего описания. С одной стороны, этой эпохе уделяется, казалось бы, немало внимания – постоянно появляются новые публикации и исследования, однако большинство из них либо фокусируются на отдельных, часто достаточно специальных аспектах реформ и трансформационных процессов, либо заражены откровенной публицистичностью. Полемический накал, очень часто соседствующий с упрощенностью подходов и отсутствием исторической перспективы, ведет к формированию устойчивой политической мифологии, имеющей мало общего с реальными процессами и искажающей представление о нашем недавнем историческом прошлом. Часто описание этого времени сводится к описанию реформ, которые оцениваются весьма упрощенно.

Уникальным ракурсом настоящего проекта является попытка рассмотреть историю российских реформ 1990-х гг. как часть реального исторического процесса – коренного слома, связанного с коллапсом прежней политической и социально-экономической системы. То, что первоначально мыслилось как реформы, превратилось в процесс радикальной трансформации, строительство новой государственности и новой социально-экономической системы. Именно поэтому процессы, имевшие место в 1990-е гг., невозможно описывать в рамках классической модели «реформ» (замысел – воплощение – результат). Глубочайший кризис и коллапс советской системы, советской экономики и государственности радикально изменяли повестку дня, порождая новые непредвиденные проблемы, а задача строительства новой государственности оказалась совмещена во времени с необходимостью вживления новой системы социальных и экономических институтов. Очевидно, что 1990-е – многомерное время, процесс глубочайшей социальной трансформации, который необходимо описывать сквозь призму целой совокупности взаимодействующих и вступающих в противоречие процессов.

Ясно, что жизнь и власти, и людей не сводилась к реформам. И можно ли назвать реформами, задуманными и планомерно осуществляемыми, действия власти в то время. Ведь весомая доля активности сводилась к реакции на многочисленные и непредвиденные проблемы. Исторические процессы, происходившие в 90-х, определялись мощной инерцией предшествующих изменений, включая накопление проблем советской имперской системы. Очевидно, что 90-е – многомерное время, которое нужно описывать через призму разных взаимодействующих процессов. Наконец, 90-е – это не только сплетение сложнейших процессов общественных изменений, это еще ломка судеб, сознаний, разрушение старых мифов и формирование новых. Без представления о них история 90-х будет неполной и неточной. Поэтому предметом описания должна стать совокупность нескольких трансформационных процессов в их взаимосвязи и противоречиях:

  • крах СССР;
  • продолжение процесса сжатия четырехсотлетней империи;
  • глубочайший экономический кризис;
  • политическая реформа: внедрение новой политической системы (переход от тоталитарного партократического строя к республике);
  • строительство системы новых государственных институтов Российской Федерации,
  • реформа и трансформация экономической системы и системы экономических институтов (переход к рыночной экономике),
  • социальная трансформация.
  • доступность для среднего культурного читающего человека, независимо от характера базового образования;
  • научная обоснованность и фундированность анализа и описания;
  • комплексность подхода;
  • формирование комплексного представление о том, что 90-е годы изменили в жизни страны, общества, людей;
  • комплексное представление об институциональных трансформациях, не сводящихся к принятию «правильных законов»;
  • учет разнообразных факторов, способствовавших глобальной трансформации, происходившей в 90-е годы, и осложнявших ее;
  • учет взаимозависимостей между различными направлениями, историческими трендами и трансформацией страны;
  • внимание к конечным эффектам реформ, включая непреднамеренные, как в сфере регулирования, на которую направлена реформа, так и в смежных сферах;
  • разнообразное использования различных данных – статистика, социология, пресса, воспоминания участников и очевидцев и т.п.;
  • сопоставление с процессами, происходившими в других странах.
  • состояние реформируемой сферы перед реформой;
  • наличие альтернативных вариантов реформирования;
  • расклад сил в элитах в связи с имеющимися вариантами и самим фактом реформирования;
  • влияние международных институтов;
  • отношение общества к состоянию данной сферы и вариантам ее реформирования;
  • драйверы и барьеры;
  • «формальные» и «реальные» изменения в данной сфере после реформы, включая непреднамеренные последствия;
  • отношение общества к реформам и их результатам;
  • взаимосвязь между данной реформой и смежными реформами (смежными сферами регулирования);
  • анализ и оценка проведенной реформы, включая ошибки и «просмотры».

Таким образом, цель данного проекта – восполнить дефицит комплексного, всестороннего, взвешенного, доступного, но в то же время научно обоснованного описания и анализа переломного исторического периода 1990-х годов. Такое описание должно удовлетворять следующим требованиям:

Представляется, что реализация такого проекта позволит решить следующие задачи:

  • представить новую концептуализацию периода 90-х годов;
  • задать стандарт всестороннего и объективного описания периода трансформации страны и общества для широкой публики;
  • демифологизировать представления об этом периоде;
  • погрузить период 90-х в общий мировой контекст модернизационных проектов, осуществлявшихся в конце XX века, а также в контекст многовековой российской истории;
  • стать наиболее популярным справочным материалом по периоду 90-х годов в России для специалистов разных категорий, студентов и преподавателей;
  • создать информационно-источниковедческую базу, открытую для проведения дальнейших исследований.

Такой проект мыслится как имеющий следующие конечные результаты.

Первый: издание серии томов, составляющих описание и анализ периода 90-х, которые удовлетворяют перечисленным выше требованиям и решают указанные выше задачи.

Второй: создание прецедента уникального проекта, многотомника, который будет переведен на многие языки.

Третий: создание новой научной и информационной базы, которой будут в дальнейшем пользоваться ученые, журналисты, студенты и преподаватели.

Четвертый: создание на базе данного описания мультимедийной экспозиции в Центре Ельцина, рассказывающей о периоде 90-х годов.

Аудитория проекта – прежде всего, читатели, не обладающие личным опытом сознательной жизни во времена Советского Союза и жизни во время реформ 90-х годов. Очевидно, что это накладывает определенные ограничения на характер изложения материала: в нем не должно быть «подразумеваемых пробелов», образованных очевидными для свидетелей того времени культурными, социальными и историческими контекстами. Из этой аудитории авторы проекта рассчитывают на людей не только достаточно образованных, но и обладающих «историческим любопытством» и определенной общей культурой. Круг людей, удовлетворяющих таким требованием, не очень широк – не более миллиона человек. Но важно, что среди них чаще всего встречаются те, кого обычно называют «коммуникаторами». Это те, кто в процессе обыденной коммуникации влияют на умы остальных – менее любопытных или культурных.

Предварительная структура томов

Ниже представлена предварительная структура содержания томов планируемого издания, которая будет неизбежно уточняться в ходе дальнейшей работы над проектом. При том, что предметом описания являются, прежде всего, трансформационные процессы 1990-х гг. принципиально важным представляется расширить исторические рамки анализа: в целом процесс трансформации охватывает период с 1985 года (приход на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, начало реформ «советской системы») до 2002 года, когда в первые годы президентства В.В. Путина была в значительной степени реализована отложенная повестка реформ второго срока президента Ельцина. Этот интервал разбит нами на этапы (периоды), каждый из которых отграничивается от других важными историческими событиями и обладает своей исторической логикой, надеждами и целями власти, ожиданиями и потерями общества, вызовами и ограничениями. Этим четырем периодам соответствуют тома со второго по четвертый. Еще три тома обрамляют основное историческое повествование четырех указанных томов. Первый том является вводным, описывающим историческую колею, подведшую к появлению новой России. Пятый том сосредоточен на повествовании о жизни людей и общества в 90-е годы. Последний шестой том подводит итог описываемому периоду истории России и дает ему сравнительную оценку. Ниже приведен список томов с их рабочими (предварительными) названиями и охватываемым периодом. Вслед за этим каждый из томов описан более подробно.

  1. «Кризис и коллапс советской системы. Распад СССР.»: до распада СССР в конце 1991 года.
  2. «Радикальная фаза трансформации: рождение пост-советской России»: 1992 – 1993 гг.
  3. «Институциональная революция»: 1994 – июль 1996 г.
  4. «Вязкие реформы и неоконченная стабилизация нового режима»: 1996 – 2002 гг.
  5. «Российское общество и люди 90-х».
  6. «Итоги великой трансформации». Хронология, кейсы, материалы, свидетельства.

Том 1. Кризис и коллапс советской системы. Распад СССР.

Введение: проблемы описания и осознания 90-х; цели и задачи проекта и многотомника. Методические подходы.

Советский союз накануне кризиса: основные развилки и проблемы пост-сталинского периода от Оттепели до Застоя, накопленные проблемы в экономической (углеводородная зависимость, технологическое отставание и дефицит, сельское хозяйство, импорт, гонка вооружений) и политической сферах («пятилетка похорон»). Поиски выхода (в т. ч. комиссия Кириллина) и афганская война. Попытки Андропова и его кадровая политика: обновление руководства как партийный ответ на признаки кризиса.

Приход Горбачева и его кадровое укрепление. Попытка спасения СССР и социалистической системы с помощью серии реформ – «перестройка» и «ускорение», «разрядка», «гласность и демократизация», «советизация» политической системы и ограничение партократии, попытки экономических реформ.

Углубление экономического кризиса в связи с падением цен на нефть, ухудшение социальной ситуации. Формирование «гибридных» политических институтов (съезд, Верховный совет). Дезинтеграционные процессы в СССР и попытки им противостоять. Раскалывающееся и бурлящее общество, развитие политического кризиса. Неготовность начать экономическую реформу. Формирование политических институтов РСФСР. Националистические и демократические движения. Демократическое движение в России, успех демократической коалиции на выборах 1990 – 1991 гг. Борьба между партийно-хозяйственными элитами СССР и РСФСР как драйвер трансформации. ГКЧП и коллапс советского строя. Распад СССР как ответ на этот коллапс.

Задача тома – описать факторы и причины кризиса и коллапса советской экономической и политической системы, причины неудачи реформирования советской модели, обозначить круг долгосрочных проблем и дисбалансов, преодоление которых составит основную задачу российского демократического руководства.

Том 2. «Радикальная фаза трансформации: рождение пост-советской России» (1991 – 1993).

Что такое Россия в составе СССР – хозяйство, институты, ресурсы и экономика, общество, наука, культура: уникальная метрополия. Реформаторские программы 1991 г. (конституционный проект, проекты экономических реформ). Россия на развалинах СССР: тотальный коллапс государственности, задачи формирования базовых институтов. Острота экономического кризиса. Выбор приоритета: политическая – экономическая реформа. Особенность периода – трагическое несоответствие между критическим положением страны – с одной стороны – и расколом в элитах и обществе – с другой.

Либерализация экономики как экстренная реакция на финансово-экономический кризис и коллапс потребительского рынка. Неудачи финансовой стабилизации в 1992 и 1993 гг. Продолжение радикальных реформ – приватизация (малая, ваучерная), формирование ранних рыночных институтов. Фискальный кризис и формирование налоговой системы. Борьба с тенденциями дезинтеграции, договоры о разграничении полномочий, идеология Федеративного договора.

Нарастание политического кризиса, его причины. Провал центристских сил, радикализация оппозиции («красно-коричневые»). Конфликт президента и Верховного совета, его институциональная и политическая причины. Попытки разрешения и их неудача, референдум. Конституционное совещание. Конституционный кризис осени 1993 г. и новая Конституция («родовые травмы» Конституции). Закон о выборах и его конструкция. Первые пост-советские выборы: их итоги. Общество и элиты на исходе радикальной фазы революции.

Том 3. «Институциональная революция» (1994 – 1996).

Фактический переход к постреволюционному периоду при сохранении лидерства радикальной фазы революции. В рамках радикальной фазы, носившей во многом вынужденный характер, была имплементирована по сути новая система экономических и государственных институтов. Период тяжелой аномии: распад старой системы норм и медленное, противоречивое вызревание новой системы. Инерция и влияние советского сознания в элитах и обществе.

Конституционные законы. Судебная реформа. Гражданский кодекс. Институты гражданского общества. Денежная приватизация, формирование ранних российских капиталов. Создание акционерной собственности. Противостояние президента и Верховного совета. Гонка социальных обязательств и бюджетный дефицит. Неудачи финансовой стабилизации (1994 – 1995 гг.).

Проблемы реформирования правоохранительных органов и силовых структур. Изменение характера и структуры преступности и коррупции. Внутренние напряжения российского пространства. Проблема выборов-1996 г. Борьба фракций в системе исполнительной власти. Первая Чеченская война. Парламентские выборы и возвращение коммунистов. Проблемы формирования партийной системы. Социальные настроения (усталость от реформ). Формирование новой коалиции на президентских выборах 1996 г., залоговые аукционы, реформаторы и олигархи. Президентские выборы 1996 г. Здоровье Ельцина как политический фактор.

Том 4. «Вязкие реформы и неоконченная стабилизация нового режима» (1996 – 2000).

Факторы неоконченной стабилизации: финансовая стабилизация, денежная реформа, завершающая фаза трансформационного цикла в экономике, формирование предпосылок экономического роста и его начало в 1997 г., с другой стороны - хронический бюджетный кризис, рост внутреннего долга, влияние финансовой олигархии, слабость политической системы. Фактор проблемы перехода власти в 2000 г. Попытка нового раунда институциональных реформ (правительство младореформаторов), его повестка («семь главных дел»). Раскол коалиции-1996: олигархи против реформаторов. Слабость политической поддержки правительства. Правительственные кризисы. Дефолт и политический кризис августа-сентября 1998 года; внешние и внутренние факторы, последствия.

Новая конфигурация федеративного государства: выборность губернаторов и «формирование» Совета Федерации. Реваншистская волна губернаторских выборов (коммунисты, крепкие хозяйственники), формирование суб-национальных режимов и де-демократизация на региональном уровне. Местное самоуправление. «Президентско-парламентская» система 1998 – 1999 г.: правительство Примакова, повестка стабилизации. Процесс импичмента и отставка Примакова. Две «партии власти», выборы в Думу и операция Преемник.

Реформы конца 1990х и отложенная реформаторская повестка неоконченной стабилизации. Реформирование вооруженных сил. Налоговый кодекс. Реформа угольной отрасли. Банковская реформа после дефолта. Совершенствование выборного законодательства. Провал социальных реформ и реформы государственной службы. Завершение данного цикла институциональных реформ (отложенная повестка) в реформах начала 2000х гг. Инерция неоконченных реформ в начале нулевых годов.

Том 5. «Российское общество и люди 90-х».

Этот сложный и уникальный по замыслу том должен основываться на анализе и сопоставлении разнообразной статистики, социологических данных, анализе текстов граждан и политиков, уникальной по масштабу серии глубинных интервью, материалах прессы. Интересно также включить в том в качестве «кейсов» два-три очерка – об одном-двух регионах и одном городе. Главный замысел тома – сконцентрировать внимание на людях, их судьбах, судьбах местных сообществ, регионов.

Том 6. «Итоги великой трансформации»

Четвертая Россия в контексте российской истории (три предыдущие имперские России; история расширения, отставаний и догоняющих модернизаций, истории европеизаций; традиции политической системы, взаимоотношения человека и государства, местное самоуправление и регионализм, патернализм общества и этатизм власти, рентоориентированные представления и практики в экономике, СССР как модернизационный проект сохранения империи; реформизм – реформы сверху и пр.).

Российская трансформация 1990-х в сравнительной перспективе и международном контексте (демократизации конца XX века, распады империй и специфика пост-имперской стабилизации, догоняющее развитие, структурные и политические кризисы, проблемы пост-коммунистической трансформации, сравнение трансформаций пост-советских стран и стран социалистического блока).

Итоги российской трансформации 1990-х (Изменения в политической системе. Изменения в сфере права. Новые экономические институты. Новые общественные институты. Реформирование социальной сферы. Россия в мире. Реформы и международные институты.)

Уроки, нерешенные проблемы и мифология российской трансформации 1990-х. Постреволюционное общество. Динамика ельцинских реформ. Уроки трансформации. Мифы о 90-х. Ельцинское наследие в XXI веке: удался ли цивилизационный поворот, запущенный трансформацией 90-х.

Том 7. Хронология, кейсы, материалы, свидетельства

Это том – своего рода приложения, которые имеют, между тем, отнюдь не технический характер. Том должен включать историческую фактуру, уникальные материалы по истории реформ, ценные свидетельства современников, углубленные case studies отдельных проблем, которые, будучи включены в общее повествование, слишком бы его утяжеляли. В некотором смысле, это том приложений, которые нужны всем остальным томам, но могут представлять и самостоятельный интерес. Возможность появления такого тома, разгружающего остальные тома, сопряжена с тем, что все тома появляются одновременно. Сюда входят уникальная хронология событий и подробнейшая библиография; отдельные специальные исследования, работающие на прояснение отдельных аспектов всего периода (статистика, социология, анализ текстов); коллекции материалов и свидетельств; фото-экскурсия по 90-м. Здесь же могут быть материалы научных дискуссий по проблемам 90-х, которые пройдут в рамках реализации данного проекта.

Предполагается, что погружение реформ 90-х годов в исторический контекст позволит более адекватно и обоснованно описать и объяснить их, а также дать им объективную историческую оценку. Что касается описания и анализа отдельных реформ, предусмотренных приведенным выше оглавлением, они должны будут, по возможности (при наличии соответствующих данных), удовлетворять следующим требованиям, учитывающим, помимо прочего, контекст реформ:

По мере подготовки томов будет формироваться обширный справочный аппарат, накапливаемый и доступный в электронной форме. После окончания последнего тома этот электронный вариант будет преобразован в отдельный справочный том. Предполагается также возможность выпуска впоследствии отдельного тома, посвященного публичной дискуссии вокруг реформ 90-х. Такой том может быть очень интересен, будучи построен на смеси трех жанров: аналитические статьи, посвященные отдельным мифам и их демифологизации; стенограммы публичных дискуссий; публикации пар конкурирующих точек зрения. Представляется, что этот том должен быть самостоятелен и учитывать реакцию на выход многотомника.

Реализация проекта

Масштаб, небанальность и амбиции данного проекта означают, что он не сводится к подготовке текстов удачно подобранными авторами. Речь не идет о чем-то вроде коллективной монографии или о том, что в англоязычной традиции называют Handbook. Подготовка текстов должна быть организована таким образом, чтобы все вместе воспринималось как единый труд, объединенный как едиными представлениями о сущем, так и единым стилем. Первое должно обеспечиваться новой исторической концептуализацией периода 90-х, что обеспечивается ее обстоятельной подготовкой на старте проекта и превращением ее во внутренний рабочий документ. С ним знакомятся все приглашаемые авторы, которые становятся таковыми при условии согласия с этой концептуализацией. Второе обеспечивается формированием небольшого коллектива «главных редакторов», которые пропускают через себя каждый текст, долженствующий стать главой, и обеспечивают преобразования этих текстов, гарантирующих единство стиля всей книги (предполагается использовать здесь опыт подготовки книги «Эпоха Ельцина»).

Представляется разумным выпускать печатный вариант многотомника целиком, когда готовы все тома. Тому есть множество причин, от оптимизации распространения до удобства продвижения в публичном пространстве. Но основная причина такова: реформы не являются линейным монотонным процессом, они многосвязны и друг с другом, и даже во времени. Поэтому окончательная связность, непротиворечивость линейного текстового изложения такого масштаба будет достигнута только тогда, когда будет поставлена точка в подготовке последнего тома, что будет сопряжено с установлением согласованности между всеми томами и финалом.

Однако публичный выход проекта должен начаться задолго до представления многотомника. В частности, это могут быть публичные семинары в Москве и Екатеринбурге, касающиеся разнообразных аспектов истории 90-х и различных направлений трансформации, происходившей в России в этот период. На таких семинарах могут обкатываться и идеи авторов, и восприниматься возможная критика, которую полезнее услышать и учесть до публикаций. В рамках подобных семинаров начнет накапливаться материал для будущего тома о публичной дискуссии о реформах 90-х.

Крайне важно, что данный проект должен обладать серьезной научной базой с существенным элементом новизны, с одной стороны, и общей информационной базой – с другой стороны. А на выходе должны быть увлекательные тексты, доступные широкому кругу культурных людей, заключенные в привлекательную книжную форму, когда книгу удобно и приятно читать. В этом смысле речь идет об уникальном проекте, настолько же насколько уникален Ельцин-центр. Поэтому реализация подобного проекта требует специфической организации. Представляется, что работа проекта должна осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • 1) создание информационной базы проекта и информационная поддержка подготовки текстов;
  • 2) создание аналитических инструментов проекта и аналитическая поддержка подготовки текстов;
  • 3) подготовка докладов;
  • 4) структурирование докладов по томам;
  • 5)издание многотомника, продвижение результатов проекта и переход к созданию мультимедийной версии.

Следует подчеркнуть, что подготовка докладов, а потом распределение их по томам, позволяет существенно сократить общий срок реализации такого масштабного проекта и упростить сложную работу согласования отдельных фрагментов и сегментов. Ниже каждое из направлений описано отдельно.

1. Создание информационной базы проекта и информационная поддержка подготовки текстов. Как следует из предшествующего описания проекта, подготавливаемые тексты должны опираться на привлечение следующей информации:

  • официальная статистика;
  • данные опросов и иных социологических исследований;
  • публикации в прессе;
  • библиография и библиотека трудов по реформам 90-х;
  • аналитические доклады, современные рассматриваемому периоду;
  • глубинные интервью с участниками реформ;
  • воспоминания граждан – современников реформ;
  • большая серия глубинных интервью с гражданами;
  • экспертные опросы;
  • индикаторы результативности реформ (см. следующий раздел).

2. Создание аналитических инструментов проекта и аналитическая поддержка подготовки текстов. Необходимость данного направления работ обусловлена тем, что, как уже отмечалось, предполагается использовать специальные индикаторы результативности описываемых реформ. Как правило, далеко не всегда для этого пригодны стандартные данные официальной статистики или стандартные данные опросов. Следовательно, часто понадобится разрабатывать такие индикаторы и производить необходимые расчеты. В еще большей степени разработка новых индикаторов необходима для анализа динамики реформ и для сопоставления российских реформ с реформами в других странах. Разрабатываемые индикаторы будут проходить академическую оценку на авторитетных научных семинарах и посредством публикаций в престижных научных журналах.

3. Подготовка докладов. Предполагается, что эта работа начнется примерно через год после старта проекта. Но зато будущие авторы докладов начнут работу в условиях единой и доступной информационной базы, начиная с библиотеки трудов, и заканчивая глубинными интервью с гражданами страны. Представляется, что никакой доклад не потребует времени более года. Поэтому данный этап займет еще год. Подготовка каждого доклада предваряется оценкой его концепции, а затем оценкой текста.

4. Подготовка текстов. Комфортный формат книг вместе с комфортным форматом текстов предполагает, что объем каждой книги серии должен находиться в интервале 20-25 учетно-издательских листов. Подготовленные и одобренные доклады структурируются по томам. Составляется каждый том, и затем проходит литературную обработку. Это еще год работы.

5. Издание серии, продвижение результатов проекта и переход к созданию мультимедийной версии. Многотомник форматируется и полностью передается в типографию только после завершения полного согласования текстов. С небольшим отставанием может передаваться справочный том. Параллельно создаются электронные копии текстов, которые становятся доступными на портале Ельцин-центра в день презентации многотомника. Распространение многотомника – по библиотекам и научным центрам и по индивидуальным спискам. Предполагаемый тираж – 5000. Эта работа будет сосредоточена на третьем году проекта (что, возможно, займет время меньшее 12 месяцев).

Руководство проекта предполагается организовать следующим образом.

  1. Руководитель проекта (общее руководство – Георгий Сатаров).
  2. Редакционная группа проекта. Это интеллектуальное ядро проекта, члены которого на последнем этапе обеспечивают научное и стилистическое единство многотомника, а до этого руководят отдельными направлениями подготовительной деятельности. В его составе: Юрий Батурин, Михаил Краснов, Кирилл Рогов, Георгий Сатаров, Сергей Станкевич.
  3. Редакционный Совет проекта – независимый консультативный орган, оценивающий качество подготавливаемых материалов. Состоит из членов редакционной группы (с совещательными голосами) и 10-13 независимых видных ученых и общественных деятелей, которые могут участвовать в подготовке докладов (текстов, глав) и иных аналитических материалов (при этом они не участвуют в голосовании при принятии сделанной ими работы). Их основная задача – оценка хода проекта и его результатов (в том числе – промежуточных).

В заключение необходимо подчеркнуть следующее. Данный проект нестандартен, а это означает, что для него исключено жесткое планирование. В ходе реализации проекта может возникать потребность в некоторых изменениях. Для того, чтобы такие изменения были оправданы и не маскировали слабость менеджмента, может использоваться Редакционный совет проекта, в котором большинство будет принадлежать сторонним экспертам, и любые изменения должны приниматься только при одобрении большинством сторонних участников проекта.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.