Театральная платформа «В Центре» становится все более популярной в Екатеринбурге: 27 марта в Ельцин Центр пришли более сотни человек, чтобы отметить Всемирный день театра читкой пьес екатеринбургских драматургов – Ульяны Гицаревой и Таи Сапуриной.

На этот раз драматурги Тая Сапурина и Ульяна Гицарева решили попробовать себя в качестве режиссеров. Они поставили и отрепетировали с актерами читку собственных пьес. Впрочем, Тае Сапуриной не привыкать: по совместительству она и звукорежиссер, и светооператор.

Тая – победительница конкурса «Евразия», участница фестиваля «Любимовка», участница «Конкурса конкурсов» фестиваля «Золотая маска».

Ее авторская версия нартского эпоса – «Последний поход Урызмага» – современное переосмысление мифов, в котором переплетаются древность с сегодняшним днем. Действие пьесы происходит одновременно в прошлом и настоящем, создавая свою, параллельную, реальность. Предводитель нартов Урызмаг и преданная ему супруга Шатана – два действующих героя. Два актера, которые одновременно играют роли и комментируют действия своих героев. Они же привлекают к действию зрителей из зала.

Минимум декораций: стол, два стула и черное покрывало превращаются то в нартский дом, то в пещеру циклопа, то в башню, где заточен Урызмаг, то в бочку, в которой он отправляется в царство морское.

Увлекательное, динамическое действие отвлекает от возможных шероховатостей. Несмотря на то, что актеры читали пьесу с листа, было очевидно, что они хорошо знакомы с текстом. Сами белые страницы также участвовали в действии – они то разлетались, как прошлогодняя листва, то пунктиром очерчивали границы поля битвы, то ночными птицами взлетали вверх.

Нартский эпос перекликается с древнегреческими и многими горскими мифами. История Урызмага показывает, что культура интернациональна. В ней много разных слоев: отношения мужчины и женщины, отцов и детей (здесь стариков и молодежи), служение своему народу, предназначение героя, понятия морали и справедливости, старость и одиночество, подготовка к смерти.

Полное юмора, иронии и здравого смысла повествование оставляет тонкое послевкусие: желание перечитать, пересмотреть, разобраться, понять, где же твое место в мире.

Автор следующей пьесы Ульяна Гицарева – победительница Конкурса современной драматургии им. В. Розова, победительница Всероссийского театрального фестиваля «Пять вечеров» имени Володина, победительница «конкурса конкурсов» – «Золотой маски». Пьеса Ульяны Гицаревой «Антарктида» – победитель XII Володинского фестиваля. Впервые была поставлена в Санкт-Петербурге в «Театре на Литейном» режиссером Петром Чижовым в 2016 году.

Действие пьесы разворачивается в середине 90-х на станции «Молодёжная» в Антарктиде. Двое исследователей, священник и собака переживают полярную ночь. В то время когда страна, будто отколовшаяся льдина, пустилась в плавание в поисках нового пути, кинув в самостоятельное плавание многих своих граждан, Антарктида кажется прочным домом. Но помнят ли о них на большой земле, которую терзает «черный вторник», а не снежная слепота? Героям остается только верить: одному – в государство, другому – в бога, третьему – в самого себя, а собаке – в человека, о чем они все постоянно говорят. Их диалоги вполне современны, на темы, о которых говорят сейчас. Ими полны современные ленты новостей: Сталин и большой террор, итоги войны, национальная идея, социальная справедливость, человеческие отношения, мировые финансовые и политические катаклизмы.

Зрители задаются вопросом, повезло ли героям, дрейфующим где-то в далекой Антарктиде или, наоборот, тотально не повезло. До них доносится лишь эхо социальных преобразований в стране. Они брошены и только чудо может их спасти. Но у каждого своя вера в чудо и так получается, что у атеистов по рождению вера сильнее, чем у священника. И собака вдруг становится другом более близким, чем человек.

В пьесе мало действия, но много диалогов. Их градус порой зашкаливает, но каждый раз повествование выруливает в мирное русло, потому что со станции, как с подводной лодки, невозможно сойти. Ссоры и споры завершаются вынужденным примирением, а потому не кажутся вполне серьезными, а как бы потешными для быстрейшего времяпрепровождения. Очевидно, что сами темы обговорены участниками экспедиции много-много раз, поэтому бурление настроений героев по-театральному условно. Три человека и собака представляют огромную страну. В душе каждого – бесконечный космос. Сколько бы они не говорили, какого уровня откровенности не достигали бы, всегда остается нечто, что они еще должны друг другу сказать.

Шутки и рассказы героев вызывали ответную реакцию у публики. Зрители смеялись, отвечали на реплики, коротко обсуждали услышанное между собой.

Такой живой и шумный отклик в обычном театре был бы невозможен, но в Ельцин Центре в День театра организаторы запланировали невозможное и от этого все получили огромное удовольствие.

Читка пьес Таи Сапуриной и Ульяны Гицаревой

Видео: Александр Поляков

После читок состоялся розыгрыш подарков среди зрителей. Их получили те, кто внимательно следил за действием, кто любит и чтит театр, кто знаком с работами театральной платформы «В Центре».