В Арт-галерее Ельцин Центра 7 апреля состоялось торжественное открытие новой экспозиции – выставки современных немецких художников «Берлинский случай». Гостей встречали доктор Штефан Кайль – генеральный консул Германии в Екатеринбурге и непосредственные кураторы выставки Элизабет Зоннек и Макс Зюдус.
Экспозиция «Берлинский случай» объединила концепции и многообразие художественных форм, присущих современной берлинской художественной сцене. На выставке представлены рисунки, фотографии, живопись, скульптурные объекты и инсталляции, адаптированные специально для выставочного пространства Арт-галереи Центра Ельцина. Реальное пространство активно взаимодействует с внутренним смыслом самих работ. Первыми ознакомились с экспозицией представители екатеринбургских СМИ.
Журналисты и фотографы стали участниками художественного процесса – частью видеоинсталляций и перформансов, оценили плотность художественного пространства – его населенность художественными объектами, их взаимодействие друг с другом и даже с панорамой города. Так, в разложенных на полу кусках разбитого зеркала – инсталляции Франка Пиаста «В разлет 1.10» – отражается серое весеннее небо, конструкция моста и высотки с противоположного берега реки.
– Эти осколки, про которые можно подумать, что это мусор, втянули город в экспозицию и наоборот – экспозиция стала частью города, – рассказывает Макс Зюдус. – Было не просто работать в этом выставочном помещении потому, что с технической точки зрения оно имеет сложное архитектурное решение – полукруг, который обрамляет Музей первого президента. Поначалу мешали вентиляционные шахты, пожарные двери, которые никак нельзя было обойти; потолок, имеющий неодинаковую высоту, но от этого художественная задача становилась только интереснее. Вообще пространство Ельцин Центра предоставляет большие возможности для тех, кто делает искусство и для тех, кто восхищается им. Современное искусство – не просто послание. Это диалог, из которого мы хотим узнать, как, исходя из другого исторического и личного опыта, можно воспринимать сегодня немецкое искусство. Если это еще не диалог, то, во всяком случае, – импульс к размышлению. Мы завтра улетаем, но подготовили арт-модераторов, которые продолжат общение со зрителем. Я видел, что публика высоко оценила работы берлинских художников. Об этом говорят многочисленные публикации в соцсетях и отзывы посетителей.
К коллеге подключается второй куратор – Элизабет Зоннек:
– Это пространство, конечно, бросило нам вызов. Мы приняли его. Было интересно искать новые решения. Мы много приобрели от этого процесса. В итоге экспозиция в этом полукруглом пространстве выглядит совершенно иначе, чем мы привыкли. Она нас самих неожиданно удивила. Уникальный пример абсолютно нового прочтения – работа Даниэля Лергона «Без названия», где он экспериментирует всего с одним цветом. Она зазвучала по-новому. Я бы даже сказала, что состояния вещества, запечатленные на холсте, неоднородны. То они текут, то клубятся, то замерзают неопределенной массой. Этот эффект возникает частично от освещения, частично от искривления пространства. На моем опыте помещение с таким радиусом окружности мне встречалось только в Музее современного искусства – МоМА в Нью-Йорке. Но мы в нем не работали, а наблюдали. Диалог – это то, что возникает между произведением искусства и тем, кто его воспринимает. Я наблюдала диалог между небольшими компаниями, гостями галереи и тем объектом, который они рассматривали и бурно обсуждали. Ничего выше этого мы не можем достичь.
Людей на открытии выставки было так много, что один из гостей галереи споткнулся об экспонат Фредерика Фоэрта и нарушил его целостность.
– Это абсолютно страховой случай, – говорит Элизабет Зоннек. – Тем не менее, мы отказались от заграждений, которые нам любезно предложили администраторы галереи. Нам хочется, чтобы посетители могли максимально близко приближаться к арт-объектам. В этом смысл современного искусства».
Кураторы уверены, что должный эффект наступает от многократного посещения выставки. Хотя если глаз натренирован, то получаешь сразу массу впечатлений. Представленная экспозиция настолько разнообразна, что даже техники не повторяются. Восемнадцать художников в полной мере представили универсальность современного искусства. Главная идея экспозиции заключается в очень простой на первый взгляд мысли: искусство присутствует во всем и происходит из всего, из самых обыденных и незаметных вещей, окружающих художника, но только он замечает в них искусство. В связи с этим на ум приходит замечательная строчка Ахматовой: «…когда б вы знали, из какого сора, растут цветы, не ведая стыда».
Константин Бащенко, промышленный дизайнер:
– На меня выставка произвела приятное впечатление. Мне вообще нравится современное германское искусство – его минимализм и концептуализм. Мои друзья живут в Германии. Я знаком с их творчеством, и мне всегда было жалко, что перформанс нельзя переместить и растиражировать. Здесь перформансы поданы очень удачно. Они дают возможность погружения. Понравились работы Незакета Экичи и Шахара Маркуса в начале экспозиции, где люди моют друг друга в белоснежной ванне углем. Это глубокая, концептуальная динамическая инсталляция, закольцованы видео и звук. Работа, возможно, необычная для нашего восприятия, но интересная.
Альбина Каупман, архитектор:
– Мне понравились две работы. Они максимально просты и выразительны. И это именно искусство потому, что, глядя на них, возникает множество художественных ассоциаций. Вот, например, инсталляция Инго Геркена – домашний тапок 45 размера перед зеркалом, образующий оптическую пару под названием «Ты и есть Германия». Сразу представляешь человека в пижаме перед телевизором, он сидит на диване и болтает ногой в тапке. Тапок слетает с ноги, и господин ползает и ищет тапок. Этот уютный домашний тапок вдруг оказывается важнее всех новостей, потому что он и есть Германия. Или вот отличный мотиватор – неоновая розовая надпись «начни с чистого листа» и больше ничего. Художнику больше ничего и не надо, кроме возможности начать с чистого листа.
Михаил Матвеев, бизнесмен:
– Ничего не понравилось, кроме атмосферы в целом. Возникает такое чувство, что и ты так можешь. Но говорят, чувство обманчивое. Поэтому искренне пытаюсь понять, о чем это. Портреты с веерами, пожалуй, интересно (инсталляции Фредерика Фоэрта «Джулия и Натали»). Я минут пять за ними наблюдал, как они складываются, раскладываются, поворачиваются вокруг собственной оси. Зрелище завораживает. И оригинально. Думаю, идею эту можно применить в наружной рекламе. Например, не вееры, а китайские палочки на афише ресторана.
В поддержку новой экспозиции, представляющей современное немецкое искусство, Арт-галерея подготовила программу лекций и мастер-классов.