Weekend фестиваля «Центр» от Центра документального кино представил в кино-конференц-зале Ельцин Центра в Екатеринбурге фильм Роджера Росса Уильямса «Анимированная жизнь». Фильм был снят по бестселлеру, написанному отцом главного героя – писателем и журналистом Роном Саскиндом, обладателем Пулитцеровской премии.

Удивительно светлый и добрый фильм, с великолепной, трогательной анимацией и захватывающим сюжетом. Несмотря на то, что фильм демонстрировался на английском языке с быстроменяющимися русскими субтитрами, зал не покинул ни один человек. Все были пригвождены невероятной историей юноши-аутиста, и тем подвигом, который совершили его родители, день за днем, много лет подряд пробивающиеся к его сознанию. Своей семейной историей они доказали, что аутизм не приговор, и люди с ментальными нарушениями развития могут быть полноценными членами общества, приносить пользу, заботиться о других, реализовывать свои способности.

– До трех лет Оуэн развивался совершенно нормально, – говорит в фильме отец юноши Рон Саскинд. – Но однажды, внезапно и необъяснимо, он полностью перестал разговаривать: не мог выражать свои мысли, чувства и желания, выстраивать отношения с окружающими. Очень скоро ему поставили диагноз «аутизм».

На протяжении многих лет Оуэн и его семья учились находить язык общения друг с другом. Для этого они погрузились в мир диснеевских мультфильмов, знакомых всем с детства. Оуэн очень любил «Русалочку» и «Короля Льва», пересматривал их каждый день, по несколько раз возвращаясь к разным эпизодам. Даже читать он научился по титрам любимых мультфильмов.

Через любимых героев мультфильмов он научился распознавать сложные нюансы взаимоотношений и понимать универсальные механизмы общения. На каждую ситуацию находил верную и эмоционально подходящую цитату из мультфильмов студии Диснея. Он знал их наизусть. Благодаря им он выстраивал новые связи с окружающим миром. Стал таким знатоком, что смог стать ведущим Клуба любителей диснеевской мультипликации. Его гостями были артисты, озвучивающие Короля Льва и Пумбу, Алладина и Яго, попугая Джафара. Плюшевая версия Яго стала любимой игрушкой Оуэна. И отец, пытаясь добиться ответной реакции от сына, разговаривал с ним языком и интонациями Яго.

«Анимированная жизнь» – грустная и одновременно радостная история взросления необычного мальчика от его первых шагов к самостоятельной жизни. Фильм стремительно перемешивает отрывки классических диснеевских мультфильмов с кадрами семейного архива и документальными сценами из его жизни, сделанными профессиональными, очень талантливыми операторами. За все повествование камера ни разу нигде не обнаружила себя. Оуэн во всех своих проявлениях он открыт и искренен. Катается на велосипеде, стряпает печенье, общается с любимой девушкой, пишет доклад для выступления на симпозиуме врачей-специалистов по аутизму, и везде он абсолютно естественен.

В фильме есть эпизод, когда Рон уговаривает Оуэна поехать в Париж на симпозиум и там выступить перед аудиторией врачей и ученых, чего тот никогда не делал. У Оуэна начинается паника, но он успокаивается и приступает к работе над докладом когда в его сознании всплывают эпизоды с еще одним любимым персонажем – Квазимодо из фильма «Нотр Дам де Пари».

Участники симпозиума аплодировали Оуэну стоя.

История Оуэна дает надежду многим семьям, в которых воспитываются дети с ментальными отклонениями развития. Но не все семьи такие, как семья Оуэна. Отец, мать и старший брат сплотились вокруг него. Они буквально посвятили ему свою жизнь. Они не скрывают от него правду, помогают Оуэну принять ее. Брат разговаривает с ним о сексуальном опыте. Помогает пережить болезненный разрыв с любимой девушкой. Благодаря своей семье главный герой почти не отличается от своих сверстников. Просто он более открытый, более доверчивый, интеллигентный.

Картина вошла в список соискателей «Оскара» в номинации «Документальный фильм».

Обсуждение фильма «Анимированная жизнь» в Ельцин Центре

Видео: Александр Поляков

По окончании фильма состоялось обсуждение на тему «Искусство и масс-медиа в жизни человека с аутизмом: эмоции, терапия, самореализация».

В дискуссии приняли участие:

Артем Аксенов – руководитель центра «Речевик», организатор областного конкурса чтецов для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), включая РАС (растройство аутического спектра)

Яна Малкова – педагог классов свободного творческого развития

Дмитрий Зимин – режиссер инклюзивного театрального проекта «Заживое» (Екатеринбургский ТЮЗ), постоянный участник театральной платформы «В Центре», знакомый завсегдатаям Ельцин Центра по проекту «Уральский подпол»

Татьяна Хижнякова – вице-президент Ассоциации «Особые люди», директор по развитию ГК «Ньютон», модератор дискуссии.

Приглашенные к дискуссии спикеры рассказали не только о своем опыте работы и общении с детьми и подростками с ментальными отклонениями в развитии, но и о том, как они пришли к этому, и, что особенно важно, что лично им дает это общение.

– Я пришел к этому абсолютно случайно. К нам обратились родители такого особенного ребенка с просьбой позаниматься с ним речью. Мы работали как педагоги-речевики, занимались актерским мастерством и техникой речи, – рассказал Артем Аксенов. – Проанализировали: занятия определенно давали положительный результат. Мальчик стал лучше говорить, правильнее, научился расслабляться, отчасти владеть своим телом. Потом появилась идея конкурса чтецов, в котором победила именно такая девочка, которая не слышала более десяти лет, и на момент участия у нее были импланты в ушах. Думаю, такие дети больше мотивированы к победе, для них эти победы важнее. Меня это очень вдохновляет.

– Как мало мы используем то, что нам дано, – перехватывает инициативу в диалоге Яна Малкова. – Отрезвляющий толчок для меня. Воспитывая их, я воспитываю себя. В этом смысле, может быть, они дают мне больше, чем я им. Они добрые, искренние, не всегда открытые, но тем интереснее задачи, которые перед нами стоят.

– До недавнего времени я не занимался ничем подобным, – признается Дмитрий Зимин. – Но месяца три назад мы с коллегой попали на тренинг, который проводил Театр Наций, где были слабослышащие, незрячие и мы. Нас оставили всех вместе в одной комнате и сказали: «Знакомьтесь!» И мы остались. Было очень трудно, но уже через три дня мы не могли расстаться, бесконечно переписывались и переписываемся до сих пор. Они делятся с нами своей жизнью, успехами, пишут стихи. Я понял, что для меня это важнее, чем для них. Я прочитал целый двухтомник про аутизм, но ничего не понял, кроме сухих фактов. Я должен был разобраться. И сейчас я так втянулся, что не представляю, что могло бы все быть по-другому. Каждому человеку важно понимать, что он нужен. Этим мальчикам и девочкам я нужен.

Зрители благодарили Ельцин Центр за насыщенную программу выходного дня и обратились к представителям ЦДК с просьбой показать фильм еще раз, и желательно на телевидении, чтобы его увидело как можно большее количество людей и особенно те, кому он очень нужен. Они говорили:

«Фильм сделал нас всех добрее!»

«Я начал рыдать на десятой минуте и не мог остановиться, так и просмотрел весь фильм сквозь слезы!»

«Не детей надо готовить к жизни в обществе, а нас надо готовить к тому, чтобы они жили среди нас. Мы такие отсталые, эмоционально неразвитые. Ей богу, люди, нам должно быть стыдно!»

«Они, как лакмусовые бумажки, эти дети. Сколько мы можем делать вид, что их нет?»