«На телеге в XXI век». История выставки, потерянной век назад

24 сентября 2020 г.Михаил Лузин
«На телеге в XXI век». История выставки, потерянной век назад

В Арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Авангард: на телеге в XXI век». Сюжет невероятный: осенью 1921 года в Вятскую губернию отправилась передвижная выставка художников-авангардистов с максимально утопической целью – просвещать революционные рабоче-крестьянские массы работами Василия Кандинского, Александра Родченко и ещё полусотни современников. Она стартовала в слободе Кукарка (ныне город Советск) и должна была проехать по семи населённым пунктам губернии. Через месяц после открытия шедевры по разбитым дорогам на телегах привезли в город Яранск, где из-за проблем с финансированием и начавшимся бездорожьем они задержались почти на сто лет.

Кости мамонта и затерянное хранилище авангарда

Открывшаяся в галерее Ельцин Центра экспозиция – своего рода реконструкция той, исторической. Возникла она усилиями трёх кураторов – искусствоведа Андрея Сарабьянова, директора Вятского художественного музея (Киров) Анны Шакиной и исследователя русского авангарда Натальи Мюррей (Институт Курто, Лондон).

«В 2016-м году мы встретились с Анной, и она предложила поехать в Яранск, – рассказывает Андрей Сарабьянов. – Музей в этом городе – краеведческий, а не художественный, поэтому знакомство с экспозицией началось, буквально, с костей мамонта. Уже потом, в полуподвале, который назвали «хранилищем», нам стали показывать картины: эскизы декораций Фёдора Федоровского (сценограф и главный художник Большого театра, – ред.), графику Василия Кандинского и многое другое. Возник закономерный вопрос: как эти шедевры попали в Яранск?

Началась исследовательская работа. Мы даже обнаружили в архивах запись о покупке «устроителями» телеги для перевозки работ в 1921-м году, хотя конечно вряд ли в одну телегу вошли бы все 322 произведения, из которых состояла та выставка. Примерно тогда же возникла идея воссоздать экспозицию, показать, как в 1921-м году при помощи авангарда пытались просвещать народ, и что из этого вышло. Нам удалось заинтересовать этой идеей Наталью Мюррей, а потом за выставку ухватился Ельцин Центр, и всё сложилось».

Американский классик и «отдельная проблема» Малевича

На выставке «Авангард: на телеге в XXI век» представлены работы таких художников как Николай Фешин, Василий Чекрыгин, Иван Клюн, Александра Экстер, Вера Пестель и многих других, всего 140 произведений. Важно отметить, что только треть работ, размещённых в арт-галерее, была на оригинальной выставке в Кукарке и Яранске. Ещё одна треть – это другие работы тех же художников. Наконец, последняя треть – произведения из собрания Слободского музейно-выставочного центра – ещё одного города Кировской области, обладающего богатой коллекцией авангарда.

Каждый из мастеров заслуживает отдельного рассказа, а их судьбы – прекрасная иллюстрация перипетий истории России первой половины XX века.

Так, один из видных представителей казанской художественной школы, график, скульптор, живописец и педагог Николай Фешин принимал участие во многих выставках художников революционной России, но в 1923-м году вместе с семьёй неожиданно уехал в США и стал одним из значимых американских художников, создав более 2000 работ.

Например, Василий Чекрыгин – малоизвестный, но самобытный художник, в 25 лет погибший под колёсами поезда на следующий год после выставки в Яранске. Ранняя смерть помешала раскрыться большому таланту: Казимир Малевич, пытаясь классифицировать художников русского авангарда по разным направлениям, называл его работы (наряду с работами Павла Филонова) «отдельной проблемой» – в систему они не укладывались.

Амазонки русского авангарда

Куратор выставки Наталья Мюррей в своей части экскурсии обратила внимание на представленные в экспозиции работы «амазонок русского авангарда» и в целом на ту огромную роль, которую в художественной жизни России начала XX века играли женщины.

– В отличие от стран Европы, в России уже в 1870-х годах женщины получили право получать художественное образование. Это дало свои плоды: к примеру, на знаменитой «Последней футуристической выставке картин 0,10», где публике впервые был представлен «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, из четырнадцати художников половина – женщины. К тому же, та выставка проходила в художественном салоне Надежды Добычиной (Фишман) и на деньги художницы Ксении Богуславской.

Работы одной из участниц упомянутой выставки футуристов, Ольги Розановой, есть в стенах арт-галереи – это цикл, посвящённый игральным картам. В валете червей можно узнать поэта-футуриста Алексея Крученых, с которым у Розановой был роман. Он изображён как рыцарь с птицей («Я пью под гимны птиц» – одна из знаменитых его строк) с закрученными чертами лица.

Среди других «амазонок», представленных здесь, Наталья Мюррей отметила произведения Александры Экстер, Любови Поповой и Варвары Степановой, жены Александра Родченко.

С Варварой Степановой связан один из самых интересных эпизодов подготовки выставки. Как отметила куратор выставки и директор Вятского художественного музея Анна Шакина, найденные в Яранске картины художницы не были известны даже её наследникам. Идентифицировать их помогла фотография стены с работами Варвары Фёдоровны из семейного архива. Работы художницы и репринт той фотографии можно найти на втором этаже арт-галереи.

Музеи современного искусства как советское изобретение

На момент отправки работ художников авангарда в Вятскую губернию в 1921 году Александр Родченко и Василий Кандинский трудились в Музейном бюро Наркомпроса, и в целом разделяли идею подобных «просветительских» выставок.

Александр Михайлович отобрал и передал устроителям пять своих произведений, которые, по его выбору, отражали различные этапы его творчества. Среди них – портрет обнажённой, выдержанный в духе кубистического периода Пикассо, работа в изобретённом самим Родченко стиле «линеизм», а также фактурный ответ на «Белое на белом» Казимира Малевича – композиция «Чёрное на чёрном».

Что важно – Родченко передал работы не по линии Музейного бюро, а лично – поэтому о некоторых из них также не знали наследники. Например, это «Эскиз декорации», который демонстрируется в Ельцин Центре впервые.

Василий Кандинский представлен в экспозиции арт-галереи шестью акварелями, созданными с 1915 по 1918 годы.

– Кандинский придумал музей нового типа – музей современного искусства. На тот момент их не было нигде в мире, – говорит Андрей Сарабьянов. – Причём их организовало не государство, а сами художники. Около двух тысяч произведений искусства было отправлено после революции в разные города России, чтобы организовать выставки для просвещения местных жителей. Кандинский отдал свои графические листы организаторам выставки в Вятской губернии, не надеясь, что они когда-либо вернутся. Думаю, что в Яранске долгое время не понимали ценности этих работ, и именно благодаря этому они сохранились. А когда стали понимать – уже появились мы.

Чем «сердце успокоится?»

Выставка «Авангард: на телеге в XXI век» будет работать в арт-галерее Ельцин Центра до 10 января 2021 года. По мнению директора арт-галереи Ильи Шипиловских, у этой выставки сразу несколько пластов и уровней, на которых её можно воспринимать:

– Можно ходить и смотреть на интересные визуальные решения, какие художники выдумывали сто лет назад – на абстрактную живопись или реалистическое искусство. Можно начать сопоставлять и искать детективный сюжет: как искусство пропало, как потом нашлось и как оно сегодня представлено. А можно подойти с научной точки зрения и углубиться в чтение текстов: биографий художников, описаний к каждому разделу. И на каждом из этих трёх уровней выставка будет раскрываться для зрителя по-своему.

Илья Шипиловских рассчитывает, что выставка будет интересна не только широкому кругу зрителей, но и профессиональному сообществу:

– Ельцин Центру скоро исполняется пять лет, и за это время проекты арт-галереи получили две национальные премии в области современного искусства «Инновация». В 2019 году это была персональная выставка Владимира Селезнёва «Иногда кратчайший путь – самый длинный», а в этом году – выставка «Урал мари. Смерти нет», она стала «проектом года». И тот проект, который мы представляем сейчас, абсолютно может претендовать на то, чтобы быть увиденным и оценённым жюри и в следующем году также претендовать на премию.

Другие новости

Встреча

Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие

Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие
В читальной гостиной Музея Бориса Ельцина стартовал книжный клуб «Суета вокруг дивана». 27 апреля его заседание провела Елена Козьмина, профессор кафедры издательского дела УрФУ им. Б.Н. Ельцина, докт…
15 мая 2024 г.
Лекция

Александр Архангельский — о кинематографе застоя

Александр Архангельский  — о кинематографе застоя
Эпоха застоя — самое тяжёлое время для независимой режиссуры: поломанные актёрские судьбы, фильмы на полках. И при том — период невероятного взлёта, киноклассики, ролей, которые помнятся до сих пор, и…
15 мая 2024 г.
Мастер-классы

Александр Фукалов: слушать себя и быть свободным

Александр Фукалов: слушать себя и быть свободным
Новый цикл современных театральных практик «Где Станиславский?» в Ельцин Центре продолжил актёр, режиссёр, педагог Александр Фукалов мастер-классом «Школа актёрской индивидуальности» Николая Демидова»…
14 мая 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.