В Екатеринбурге 27 марта закончился трехдневный Всероссийский научно-практический семинар «Образовательная деятельность художественного музея в инновационном поле содержания, методики и диагностики художественного восприятия». Организаторы - Управление культуры Администрации Екатеринбурга, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). Семинар проходил при поддержке Президентского центра Бориса Ельцина.
Более двухсот сотрудников городских и областных музеев, педагогов общеобразовательных школ и гимназий, руководителей профессиональных и любительских центров творчества, преподавателей ВУЗов съехались в Екатеринбург со всей России для того, чтобы послушать признанных специалистов в области музейной педагогики. В свою очередь, опытом с профессиональным сообществом делились эксперты из Санкт-Петербурга, Омска, Перми и Екатеринбурга.
На семинаре поднимались многие вопросы взаимодействия музеев и системы образования, но особый интерес участников вызвало обсуждение проблем диагностики художественно-творческого развития ребенка в музейной среде. Как в раннем возрасте выявить истинные наклонности и призвание ребенка, как прийти к пониманию того, что, возможно, именно этот мальчик (или девочка) в качестве свободного художника, а не дизайнера модного креативного агентства, добьется большего в жизни и как, соответственно, направить его по такому пути?
Выступление доктора психологических наук, заведующей российским Центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея Тамары Барышевой вызвало много реплик и вопросов. Серьезный отклик среди участников получило обсуждение темы арт-терапии в среде художественного музея. Об этом говорили Ольга Платонова, заведующая сектором социокультурных программ и детского творчества Русского музея и Юлия Лопаткина, руководитель ресурсного центра творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями омского Музея изобразительных искусств.
Большое количество вопросов спикерам и экспертам, активный интерес участников ко всем темам семинара натолкнули организаторов мероприятия на идею создания сети ресурсных центров для представителей системы художественного образования по всей России. Это поможет профессионалам повысить квалификацию, в том числе дистанционно. И главное - получить лицензию на преподавание, например, такого предмета, как «Мировая художественная культура». Это действительно очень важный момент, поскольку сейчас в общеобразовательных школах этим часто занимаются преподаватели, которые не имеют даже специальной подготовки. Один из таких центров, по замыслу организаторов, может быть открыт в Екатеринбурге уже в ближайшем будущем.
«В музее дети должны развиваться, а родители не стоять статуями»
Ни один спикер семинара не остался без внимания, но особый интерес участников вызвало выступление главного соорганизатора и инициатора мероприятия Бориса Столярова. Борис Андреевич - заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея - говорил с коллегами на тему «Музей и образование: контексты и перспективы сотрудничества» и провел мастер-класс «Смотрим. Видим. Размышляем». Его было очень трудно «поймать» во время работы семинара, но все же он нашел 10 минут и дал небольшое интервью для сайта Президентского центра Ельцина.
- Борис Андреевич, как часто нужно водить ребенка в музей?
- Это зависит от того, насколько развит культурный интеллект его семьи и, конечно, от интересов школы, в которой ребенок учится. Музей – это особая среда развития и воспитания. Очень важно понимать родителям и учителю, что вне культуры никакого образования быть не может. Кстати, цель нашего семинара - объяснить его участникам, что взаимодействие культуры и образования – это насущнейшая проблема как для человека в частности, так и для нашей страны в целом.
- Чему должен учить музей?
- Музей должен учить уважению к таланту, труду, к истории, к прошлому. Если нет этого уважения, то это самое прошлое невозможно будет передать завтра никому. И тогда страна погибнет, потому что вне культуры не может быть ни государственности, ни идеологии, ничего…
- Сейчас много говорят о патриотическом воспитании. Как правильно объяснить детям, кто герой, а кто не очень?
- У меня есть один интересный опыт общения с детьми в этом направлении. Показываешь школьникам Дэвида Бэкхэма и спрашиваешь, это герой? Дети говорят – да, герой! Спрашиваю, а почему? Дети говорят - а у него часы дорогие! А еще почему? Он футболист хороший. Понимаете? Размыто понятие героя.
И я начинаю им рассказывать историю про то, как однажды был в монастыре в Ферапонтово. Говорю, ребят, вот представьте – шестисотый год, московский иконописец Дионисий вместе с сыновьями отправляется расписывать храм на север Вологодской области, а это бог знает где, даже сейчас. Как он туда добирался? Думают, молчат, не представляют себе. А добирался он туда пешком, одетый в плащ из звериных шкур, через леса и болота. И в конце концов Дионисий приходит туда, а там новоявленный храм. Так вот, он расписал его, создал фресковый цикл за три недели! Вы представляете себе, что это такое – фресковый цикл? Даже взрослому человеку не верится, что за три недели это можно сделать. А он пронизан такой нежностью к образам, к божественной сути, к природе, построен на нежнейших оттенках... И я снова задаю им вопрос: «Ну как, Дионисий герой?».
- И что они вам отвечают?
- Молчат долго, не сразу отвечают. Снова спрашиваю - а как определить героизм? Ребята начинают рассуждать – ну, он отправился пешком на север – это раз. Дальше думают - а, какие условия жизни у него были? Там ведь гостиницы системы allinclusive отсутствовали. Это два. Еще один момент – красок столько, чтобы на весь храм хватило, он с собой не мог привезти. Значит, он их искал в земле, самостоятельно готовил. Это три. И в таких непростых условиях он создал уникальное творение, которое нас восхищает не одно столетие. Кстати, когда люди попадают в тот самый храм Рождества Богородицы в Ферапонтово, они не разговаривают. Там стоит абсолютная тишина. Обаяние росписи и состояние восхищенного духа пронзает так, что ты выходишь в потрясении. И я их снова спрашиваю: «Ребят, ну что, как вы думаете, Дионисий герой?». И только тогда они отвечают: «Да…».
- Борис Андреевич, есть такое странное словосочетание «стандарты художественного образования»…
- У нас нет стандартов! Стандарты художественного образования есть в США. Они разрабатывали их девять лет. Это была программа государственного департамента. Эти стандарты обладают одной особенностью, как вообще все образовательные стандарты за рубежом. Они не похожи на армейский устав, там учитель свободен. Они очень гибкие, они ориентируют, дают общее направление, но не указуют как и что нужно делать.
- … у нас такие стандарты нужны, да и возможны ли?
- Я не могу ответить вам на этот вопрос. У нас не выстроена система взаимодействия культуры и образования, нет промежуточных звеньев, которые есть в США. Там есть потрясающая Ассоциация художественного образования. Они выпускают журнал, они обладают средствами, они помогают музеям и школам, они публикуют статьи художников-педагогов. У нас нет ничего подобного. Но к этому нужно стремиться. Вы знаете, я очень люблю финскую систему образования, мы часто бываем в Финляндии, дружим уже лет десять, наверное. В этой системе образования главный человек – учитель. Не стандартный ЕГЭ определяет успехи ученика, а оценка учителя.
Именно он аттестует человечка, который выходит в жизнь после школы, и это ценность колоссальная. Уважение системы к учителю, к его самостоятельности, определяет требования к его постоянному саморазвитию, к тому, чтобы он был достоин современных детей, которые сегодня весьма отличаются от детей предыдущих поколений.
- Чем запастись родителям, которые думают об эстетическом воспитании своего чада?
- Терпением, уважением к его самостоятельности. Они должны помнить, что воспитание – это не только «накормить и одеть ребенка». Воспитание - это общение с ним. Музейная среда в принципе определяет общую концепцию взаимодействия детей и взрослых, которая может продолжаться за пределами музея - дома, в школе. Я вообще считаю, что контекст определяет взаимный интерес, поэтому хороший музей должен разработать такой семейный абонемент, в котором родители не стоят тупо статуями за детьми, а участвуют в процессе. Вот что важно!