Месяц назад в Екатеринбурге открылся Ельцин Центр. За это время в нем побывало более 16 тысяч посетителей, которые пришли в музей, а также посмотрели выставку «90-е» в арт-галерее.
Подавляющее большинство впечатлений, которые оставляют гости Ельцин Центра в книге отзывов и в социальных сетях – одобряющие, восхищенные, заинтересованные. Есть и конструктивная критика. Но однозначно понятно, что ядро Центра – Музей Бориса Ельцина – оценен по достоинству. Екатеринбуржцы и гости города увидели музей современной истории России международного уровня, вовлекающий в историю содержательностью, интерактивностью, мультимедийностью.
ВИДЕО: Татьяна Миткова, Алексей Венедиктов, Олег Сысуев, Ирина Хакамада, Михаил Гусман, Владимир Познер - о Музее Бориса Ельцина
Мумин Шакиров, Вячестав Макарьев / Президентский центр Б.Н. Ельцина
Среди гостей Ельцин Центра побывали и многие известные люди, о чем они рассказали и на своих интернет-ресурсах. Публикуем выдержки из некоторых отзывов.
Актриса, телеведущая Татьяна Лазарева написала в своём «Живом журнале»:
<…> Рассказать про центр Ельцина - просто обязана и давно себе обещала. Начинается все так. Памятник мне понравился, передает образ, такой прочный, чуть схематичный, твердый и упрямый, я бы так сказала, и эта ажурная, модная и современная обложка здания, которая разбивается о мраморный мавзолейный шрифт... В общем, есть о чем подумать, пока поднимаешься по лестнице ко входу.
Там прекрасные, предупредительные, вежливые молодые люди, под белы рученьки тебя друг другу передают с характерным подкупающим местным говорком и всего-то за двести рублей со взрослого… Далее стена со спонсорскими фамилиями и названиями фирм, их там много, в основном - понятное дело, кто и почему, но есть и неожиданные, Игорь Крутой, внезапно. Затем классически-разношерстный огромный стенд с многочисленными видавшими видами подарками, среди которых вот этот свитер, от Бориса Немцова. Интересно, конечно, – носил, не носил? Обоих уж нет, а свитер – вот, остался...
Ну, в общем, там черта в ступе только нет, начало музея стандартное. Типа, вещи нас переживут. Зачем-то. Потом начинается уже интереснее.
Попадаешь в зал, где идет совершенно сумасшедший мультик, рассказывающий об истории свободы, точнее, несвободы на Руси. Мультик офигенный, я аж два раза посмотрела. Динамичный, понятный по мысли и сложнейший по технологии, типа Лего-фильма, кто понимает, только все из кирпичиков - и волны и взрывы, а фигуры какие-то переливающиеся, глаз не оторвать, короче, надо его в сеть выкладывать и детям показывать - не жадничать!!! (Я, грешным путем воспользовавшись былой славой, у организаторов выпросила и Тосе показала - так она его до дыр засмотрела и наизусть выучила. А там важное.)
Вообще, что касается текстов, а их там есть, хотя и не много, - все мне очень понравилось. Отвыкли мы уже в нашем внутреннем фейсбучике от правильных, четких и неэмоциональных текстов. Взять хотя бы этот, озаглавленный как «Лабиринт». Респект. Но там кроме текстов есть вот эти все поражающие воображение тех, кому за 45, мультимедийные или интерактивные, черт-их-разберет, стенды, когда ты можешь пальцами тыкать, и тебе еще много всего открывается глазу и уху, потому что наушники висят рядом. Впрочем, молодежь, которой там много, кстати, тыкать пальцами не стесняется, хотя и мы иногда можем им кое-что объяснить. Вот в таком воссозданном кабинете предвыборного штаба стоят те еще, допотопные компы и принтеры, но все работает, а вот как распечатывать - это я уже молодым показывала <…>
А еще меня как мать очень подкупила направленность этого центра на молодое поколение...
Надо сказать, что там очень много всего для ностальгирующего по совку российского гражданина. По мне так даже слишком. Меня, например, просто затошнило от вот этого длинного достопамятного прилавка с рассказом про талоны, счеты и весы. Дети недоумевали. Взрослые им радостно и охотно объясняли, что такое талоны на трикотаж и водку. Вообще по части ностальгии там дюже много чего. В первой анфиладе, где в разных видах собрана краткая история отсутствия свобод в Советском Союзе, вообще голова идет кругом от осязаемого желания впихнуть в посетителя невпихуемое, но и потом сожаление о прошедшей убогой, но все же молодости, очень чувствуется. Все с любовью, граничащей с обожанием. Это лично меня раздражало, ну да бог с ним, кому интересно - есть, что посмотреть, кому неинтересно - бегите мимо.
Но вот мимо другой любви пробежать не удастся, ее прямо чувствуешь там. Это любовь дочерей и жены к своему Любимому человеку. И переживание прежде всего за него. Меня вообще, пожалуй, это больше всего потрясло: что за всей этой помпой, эпохальными описаниями, представительскими машинами, подарками, кабинетами, перевезенными целиком из Москвы, там не стерлась эта интонация: человеческого, семейного переживания, этой самой главной ценности, которой сегодня все меньше вокруг. И конечно, Наине Иосифовне - отдельные слова уважения, восхищения и благодарности хочется сказать. Но они ей не нужны, думаю. Она сама сталь и стать. Собственно, вот это и есть свобода в моем понимании - всегда вести себя так, как ты считаешь нужным. Только для этого нужна сталь и стать. А их не у всех есть.
Про свободу я вспомнила в связи с последним залом, который хоть и произвел на меня хорошее впечатление, но заставил задуматься. Может, это и есть цель? Просто там заканчивается все таким огромным, просторным, с высоченными окнами до потолка, в которых панорама на реку и город, а справа полностью зеркальная стена, а слева стена с летящими облаками - ну прямо так и хочется расправить крылья и воспарить, тем более, что слева между облаков так и написано для тех, кто не понял смысла этого последнего зала: СВОБОДА! Ну я - ладно, и так допёрла вроде, но тут вам для ясности еще стоит несколько видеопанелей, на которых разные значимые для поколения люди говорят о том, что такое, по их мнению, свобода. Там Бондарчук, Сатаров, Жванецкий, Козловский, Малкина, Сванидзе, Боярская, Раппопорт Ксения, Ургант конечно, почему-то Леонид Агутин и другие значимые люди, каюсь, не всех я в лицо знала. Опять же Крутой проводил меня с панели печальными укоризненными глазами. Немножко мне это показалось назидательным, и слушать я их не стала.
Да, вот еще прекрасная задумка, которая вызвала у меня смешанные чувства: ты тоже можешь сказать, что такое свобода на камеру, но для этого тебя из этого просторного и прозрачного зала заводят в маленькую черную комнату, и говорят: нажмите на кнопку и говорите, вас запишут - и закрывают наглухо снаружи. Потом вас послушают и, возможно, даже поместят вашу запись на эти панели рядом со значимыми. Взгрустнулось мне немножко от такого предложения - говорить про свободу в строго отведенном месте с возможностью прослушивания. Дурацкие какие-то аллегории полезли в голову. Ну, это у меня уже, наверное, внутренний протест. Да и если честно, не так уж это легко сегодня сформулировать - что такое свобода.
* * *
Судя по количеству снимков в соцсетях, посетители Ельцин Центра выбрали любимые места для селфи и экспонаты для фотографирования и съемки видео: бронзовая фигура Бориса Николаевича, зал «Свобода», президентский бронированный ЗИЛ, троллейбус, кремлевский кабинет, ядерный чемоданчик, зал пленумов, магазин 90-х, зал августовского путча 1991 года. Также очень много фото в аккаунтах с картинами в арт-галерее – там у нас идет выставка работ художников «90-е».
На фото: тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова
Запись Татьны Тарасовой в книге отзывов Ельцин Центра
Главный редактор "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов в Ельцин Центре
@aavast / Instagram