«Артдокфест» Виталия Манского – в Екатеринбурге

28 мая 2016 г.
«Артдокфест» Виталия Манского – в Екатеринбурге

В пятницу вечером, 27 мая в кино-конференц- зале начал свою работу совместный специальный проект Ельцин Центра и режиссёра Виталия Манского «Артдокфест в Екатеринбурге». Он открылся лентой Валентина Ткача «Близнец».

После просмотра фильма состоялась оживленная дискуссия. Один из героев фильма «Близнец» – композитор известных московских мюзиклов, другой – реставратор иконописи в подмосковной провинции. Они расстались, как думали «навсегда», из-за того, что возлюбленная одного ушла к другому – и теперь они общаются с помощью камеры и приятеля- режиссера. По окончанию фильма автора засыпали вопросами о судьбе братьев. Фильм получился яркий, эмоциональный, вроде бы документальный, но воспринимался как художественный. Забегая вперед, следует сказать, что картина все-таки помирила братьев. Судьба героев взволновала всех собравшихся, уж очень непростая вышла у них история.

– Как вам удалось уговорить их сниматься? Ведь темы разговоров были не простыми и очень личными.

– Я начал снимать с целью «потренироваться», – начал объяснять Валентин Ткач . – Я знал, что они хорошо говорят, что они очень выразительны, и сначала уговорил одного – я хорошо знал именно композитора. А уж потом согласился и другой. Вероятно, для того, чтобы были представлены взгляды всех участников. Показал мастеру первые эпизоды, и было решено, что надо продолжать, что история складывается интересная. Потом они оба увлеклись и уже сами звонили мне с вопросами: «Что дальше?».

– Фильм как-то изменил их жизнь?

– Они оба его посмотрели. Иконописец остался фильмом доволен. Ему все очень понравилось, он сказал: «Это настоящий я!» Его супруге тоже понравилось. Она сказала: «Все это правда, пусть так и останется!» А композитор сказал, что очень мало он показан в фильме как композитор. Мало про него и много про его девушку.

– Почему-то за кадром остались родители братьев? Как они отнеслись к этой истории?

– Я знал только маму. В свое время она была очень сильная, властная женщина. Сама построила большой семейный дом. Но сейчас она достаточно пожилая, у нее какая-то своя жизнь. Композитор занимает цокольный этаж этого трехэтажного большого дома. То есть они живут вместе. Она в съемках не участвовала, но занимала позицию живущего с ней младшего сына. Когда приезжает старший сын Павел с любимыми внуками, она в чем-то принимает его точку зрения. Но она уже в их жизни ни на что не влияет.

– Скажите, они вообще похожи? Есть между ними связь, как обычно бывает между близнецами?

– Конечно, есть. Они задавали мне одни и те же вопросы. Они стриглись одинаково, хотя жили в разных городах и в одно время. Один заболел ангиной. Второй в тот же день повредил руку. Они настаивают, что они разные, но они очень похожи. И привязаны друг к другу. Все наши встречи начинались с того, а как там тот, другой? Что говорит? Что делает? А спрашивает ли про меня?

– Когда вы придумали финальную композицию? Или вы просто снимали, а потом отсмотрели материал и все сложилось как сложилось?

– Ну нет. Снято было намного больше. Много съемок было у Романа в театре. Но они выпали из контекста и фактически в этой истории были не важны. А вот наоборот съемки Павла в кафе получились очень значимыми, где он проговаривает очень важные вещи, что все эти дети-женщины – всё это декорации, а важнее их искренние отношения, их потребность в друг друге, их братская любовь. Мне не хотелось делать банальный финал – встретились, обнялись, расцеловались. Ведь в жизни все было не так. И кстати, сцена в храме она лишь закольцевала сюжет. Финальная сцена все же в кафе. Павел очень яркий человек. Вы поняли, что он художник. Он не реставратор. Он расписывает храмы с нуля.

– Скажите, ваш руководитель не ставила перед вами некую социальную задачу?

– Марина Разбежкина никогда не ставит нам ни социальных, ни политических задач. Есть обыденная жизнь, которая не пересекается ни с какой политикой, и она тоже очень интересна.

– Вот эта откровенность Павла в кафе не была связана с тем, что он выпил?

– Наверное, была связана. Но это часть его жизни – эти походы в кафе с целью выпить, расслабиться и поговорить. Просто обычно он там бывает не один, а тут был со мной. Вернее, с камерой. Я не вижу в этом ничего страшного. Ведь я не поил его специально, я не воспользовался его состоянием. Он прекрасно знает свой предел и уходил он, если вы заметили, довольно задумчивый. Возможно алкоголь помог ему проговорить какие-то важные вещи, но это не было целью.

– Как долго снималась эта работа?

– Полгода. Всего восемьдесят часов отснятого материала. Мы садились, включали камеру, я задавал первый вопрос – и дальше уже все шло само собой. Я несколько раз ездил к Павлу в Питер, обычно дня на четыре. И ровно столько же раз я был у Романа в Сергиевом Посаде.

– Братья выглядят действительно очень цельными, состоявшимися. Но вот Софья, из-за которой они расстались, она действительно как декорация? Ее образ трагичен, но не очень понятен?

– Вы, знаете, Софья ведь еще очень молодая девушка. Когда бы она успела стать цельной? Ей чуть-чуть за двадцать. А братьям уже под сорок, они достаточно зрелые люди. Там, если вы обратили внимание, звучит рефреном, что Павел хочет сделать Софью солисткой, вывести ее в отдельный свой проект. Кажется, что он относится к ней несерьезно, но они уже два года женаты. Правда это больше напоминает гостевой брак. Она месяц живет с Павлом и месяц с дочерью, потом снова переезжает к Павлу. Я не стал трогать эту часть истории, потому что фильм не про это. Я сам отнесся к ней не очень серьезно и даже не направлял на нее камеру. Мне она вообще представляется ещё довольно инфантильной. А монолог в фильме, где она пытается объяснить свое отношение к братьям, на самом деле длился полтора часа и сопровождается и слезами, и соплями. Я хочу отметить, что братья помирились, а женщины – нет. У них очень прохладные отношения. И это тоже можно понять. Конечно, это драма, но она почему-то их всех устраивает, они довольно комфортно живут в ней.

– Сложатся ли в конце концов у него с Софьей взрослые отношения? Потому что в фильме они как подростки: то он ее выгоняет, то она сама уходит, то он хочет сделать ее звездой, но только если она побреется наголо?

– У них такие отношения. Может быть, в этом присутствует влюбленность, характерная для творческих людей, и они не торопятся сделать отношения взрослыми.

– Как вам казалось, они были искренними или все же играли? Вы замечали, когда они начинают играть на камеру?

– Нет, они были вполне искренними. Они иногда и не знали, когда камера включена, а когда нет. Я приезжал, долго готовился, настраивал камеру, все уже к этому привыкали, начинали заниматься своими обычными делами и потом сами собой естественно включались в разговор.

– Братья помирились после просмотра фильма?

– Они помирились еще до просмотра и очень ждали этот фильм. Я думаю, фильм их сблизил. О чем-то они задумались впервые. Это ведь была их первая крупная ссора, которая длилась почти три года. Что-то проговаривая, они начинали задумываться. Какие-то реакции их были бессознательными. Но на самом деле предсказуемыми. Я провел с ними слишком много времени, чтобы понимать, чего ждать от обоих. И этого примирения я ждал.

Зрители поблагодарили режиссера за фильм, поинтересовались его творческими планами и пригласили Валентина Ткача уже со второй работой в Ельцин Центр.

Фестиваль «Артдокфест в Екатеринбурге» продолжается. Фильмы показываются каждый вечер в 19:30 до 3 июня.

29 мая свою картину «Труба» представит президент фестиваля Виталий Манский.

Программа и расписание кинопоказов «Артдокфеста» .

Купить билеты онлайн

Билеты можно также купить прямо перед сеансом в кассах книжного магазина «Пиотровский» .

  • один фильм 200 руб.
  • абонемент на все показы 900 руб.
  • льготный (пенсионеры \ студенты) 150 руб.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.