«Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1928 — 1936»
Выставка подготовлена Арт-галереей Ельцин Центра, Мультимедиа арт музеем Москвы и Государственным литературным музеем.
Куратор выставки: Яна Гришина
Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954), писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, вёл дневник на протяжении полувека – с 1905 года до самой смерти. Не предназначавшийся для печати, дневник содержал его размышления об увиденном и пережитом, оценки политических событий, портретные зарисовки. В годы безвременья о дневнике знали только самые близкие писателю люди, а хранился он вдали от чужих глаз – в деревеньке Дунино, где на берегу Москвы-реки писатель приобрёл дом.
Сегодня общепризнанно, что дневник М.М. Пришвина – один из самых значительных документов русской философской, литературной и общественной мысли ХХ столетия. Заслуга сохранения дневника принадлежит жене писателя – Валерии Дмитриевне Пришвиной (1899 – 1979). После кончины Михаила Михайловича она провела колоссальную работу по расшифровке ста двадцати дневниковых тетрадей, их копированию, изучению и публикации. Впрочем, при её жизни увидеть свет могла лишь незначительная часть дневника, его крупицы, «просеянные» через «мелкое сито» советской цензуры. Остальное хранилось в специально приобретённом для этого металлическом сейфе в ожидании лучших времён.
Однако не меньший интерес представляет его фоторабота. Впервые Пришвин заинтересовался фотографией во время путешествия на Север в 1906 году и свою изданную после поездки первую книгу «В краю непуганых птиц» (1906) проиллюстрировал собственными фотографиями. Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая эти фотографии, спросил, не живопись ли его основное занятие. Тогда у него в руках оказался фотоаппарат случайно встреченного во время поездки попутчика. Только в 1925 году Пришвин наконец-то покупает себе фотоаппарат, осваивает его, и с этих пор фотография – феномен культуры ХХ века – постоянно сопутствует его художественному творчеству, оказывается в одном ряду с записной книжкой и дневником. Фотография захватывает писателя – он больше нигде и никогда не расстается с камерой.
Возраст: 12+