«Берлин», 1945. Киноклуб Ельцин Центра. Дню Победы посвящается
Киноклуб Ельцин Центра
Дню Победы посвящается
«Берлин», 1945, 70 мин.
Режиссер, руководитель фронтовых киносъемок Юлий Райзман. Композитор Дмитрий Шостакович. Дикторский текст Николая Шпиковского. Текст читает Леонид Хмара.
Хроникально-документальный фильм о последнем решающем сражении с фашистской Германией, взятии Берлина и безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. В фильме использованы съемки 39 фронтовых кинооператоров, а также впервые использованы материалы немецкой кинохроники.
Сталинская премия первой степени за 1946 год.
Фронтовые кинооператоры о себе
«Как-то раз Сергей Борисович Иванов, когда он еще был министром обороны, встретился с репортерами, работающими в горячих точках. Меня тоже пригласили. Он начал говорить, мол, конечно, вы не воевали, вы, так сказать, работали по специальности, ничего с вами не случалось. А я ему говорю: «Нет, извините, вот во время Великой Отечественной войны был такой случай, когда кинооператор сбил немецкий самолет и был награжден за это орденом Боевого Красного Знамени». Это был Боря Шер, наш товарищ. В самолете он сидел на месте стрелка-радиста и, когда на них напали «фоккевульфы», отложил камеру, взялся за пулемет и в результате сбил противника».
Борис Соколов, музей ЦСДФ
«Один оператор снимал, как наши отступали и гнали скот в тыл, к нему подошел какой-то человек и сказал: «Как тебе не стыдно? Ты снимаешь горе наше. Мы стараемся скрыть это все, а ты снимаешь». Он прекратил съемку и продолжил, когда тот ушел. Но сколько же мы упустили! Только в конце войны стали об этом жалеть. Мог бы быть невероятный материал, от которого содрогнулся бы Нюрнбергский процесс. Я, например, снимал у партизан: девушка идет к своему дому, подходит, а вместо дома щепки одни лежат сгоревшие, и она стоит и плачет. Снимал госпитали, перевязки. Но в основном, конечно, бои».
Семен Школьников, музей ЦСДФ
«Солдаты и офицеры – сплоченный коллектив. Все у всех на виду, подчинены единому уставу: не пойдёшь в атаку – расстреляют. А кинооператор на войне в известной степени сам по себе. Атаку он мог и не снимать: на передовой за ним не стояли начальники – они командовали из более безопасных мест. Поэтому для оператора все решали его собственные моральные принципы. И дело тут было не только в страхе или трусости – ведь убить могли и далеко от линии фронта – но в чувстве долга, элементарной порядочности. Для нас был один критерий: отснятый материал».
Владимир Томберг. «Я вспоминаю о минувшем…»
8 мая, 13.00
Кино-конференц-зал
Вход свободный
Возраст: 12+
Фото Евгения Халдея /Фотохроника ТАСС
Дню Победы посвящается
13:00 «Берлин», 1945 год. Хроникально-документальный фильм о последнем решающем сражении с фашистской Германией, взятии Берлина и безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. В фильме использованы съемки 39 фронтовых кинооператоров, а также впервые использованы материалы немецкой кинохроники.
14:30 «Восхождение», 1976 год. Показ военной притчи Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова.
17:00 Творческая встреча с народным артистом Республики Беларусь, лауреатом Государственных премий Владимиром Гостюхиным. Первый публичный показ отреставрированной копии фильма «Был месяц май».
20:00 Концерт Натальи Рожковой. Звезда сериалов «Ликвидация» и «Исаев» исполняет популярные песни 40-х и 50-х годов.