19 и 20 ноября в книжном магазине «Пиотровский» — лекции социолога Александра Бикбова, исследователя научной политики и образовательных реформ, общественных движений и социальных неравенств, автора книги «Грамматика порядка: историческая социология понятий, которые меняют нашу реальность».

19 ноября

Реформы университета «сверху» как вызов универсализму

В текущей образовательной политике все труднее ответить на вопросы: каков субъект реформ, каковы их цели, в чью пользу они осуществляются? Введение детальных показателей эффективности и рост преподавательской нагрузки, слияние вузов и пополнение ректоратов региональными управленцами, рост доли платного образования и иные ключевые перемены обосновываются, на первый взгляд, совершенно несхожими, а порой явственно конфликтными логиками. Есть ли у них общее основание? В какой мере эти логики несут угрозу универсальным принципам, заложенным в основании университета? В чем отличие столичных и региональных реформ? Правда ли, что «такое возможно только в России», или наш случай — одна из форм общемирового сдвига? Что будет результатом реформ, продолжись они в том же направлении? Социолог Александр Бикбов предлагает модель анализа и приглашает слушателей лекции к совместной дискуссии о наиболее точных ответах на эти вопросы.

19:00


20 ноября

Тактические компромиссы проекта «Просвещение» в СССР

С 1917 года советская власть основывается на идее диктатуры пролетариата, но также всеобщего и обязательного просвещения. Ранее в текстах революционеров удержание монархией народа в «темноте» называется одной из главных причин ее неприемлемости. 1920-е годы становятся периодом реализации советского проекта «Просвещение». Образование объявляется общим благом, не допускающим дискриминации. Однако уже в 1924 году вводится дифференцированная плата за обучение, которая охватывает не только выходцев из буржуазных семей. Чистки в студенческой и преподавательской среде, многомесячные задержки зарплат школьным учителям, противодействие академическим свободам — столь же важные страницы истории советского просвещения, как и расширение социальной основы образованного слоя. В формировании этого проекта есть несколько поворотных моментов. Как 1936 год становится ключевым для всего советского образования и науки? Почему именно в конце 1950-х и начале 1960-х, на фоне интернационализации образования, вводятся обязательные лекции диалектического материализма и научного коммунизма? Отчего совместительство превращается в одну из ключевых бед преподавательского труда в конце 1970-х? Как в разные десятилетия советская образовательная система воспроизводит социальные неравенства? Ответы на эти и другие вопросы — во второй лекции социолога Александра Бикбова.

19:00

Книжный магазин «Пиотровский»

Возраст: 12+

Вход свободный